11.09.2017 | №3561

Меняйся, если хочешь работать

Автор: Ольга МАЕВСКАЯ

“Прочитала материал о дополнительном образовании детей, где прозвучала мысль, что скоро станет нормой смена нескольких профессий за жизнь. Лично я, медицинский работник с почти сорокалетним стажем, настороженно отношусь к такой тенденции. Всё-таки немало профессиональных областей, где важен именно многолетний опыт и богатая практика. Например, медицина, строительство, юриспруденция, авиация, многие виды производства. Неужели опыт обесценивается? Галина Фёдоровна”.

Тенденция действительно такова, что многим представителям нынешнего поколения тридцати-сорокалетних людей не удаётся жить с одной профессией или долгое время работать на одном месте, в одной компании. Кардинально меняют профессии и сферы по разным причинам. Нередко из-за ощущения тупика, невозможности роста или выгорания. Часто люди меняют любимые профессии на более перспективные в плане финансов. Кроме того, есть примеры успешных в карьере людей, довольных своей ситуацией, но тем не менее желающих постоянно пробовать что-то новое.

Однако ценность опыта по-прежнему высока, хотя и бытует современное утверждение, что профессии нужно менять раз в пять — семь лет.

— Конечно, нужно стремиться повышать своё мастерство, совершенствоваться в профессии. Но специально менять кардинально сферу — зачем? — говорит Юрий Иванашкин, полный кавалер ордена Трудовой Славы, заслуженный машиностроитель РСФСР, почётный гражданин города. — Новую профессию нужно освоить, к новому месту привыкнуть. То есть, получается, человек только вник в суть дела, и вот он уже меняет работу. Это влияет и на производительность труда, и на отношения внутри коллектива. Раньше люди десятилетиями целыми династиями трудились на одном предприятии, и это сплачивало. За годы работы ты уже понимал, на что способен человек, насколько он ответственен, можешь ли ты ему доверять.

Юрию Иванашкину за десятилетия работы не раз предлагали повышения по службе, однако, чувствуя ответственность за свою родную бригаду, он оставался вместе со своим коллективом.

Одной из ценных традиций, принятых в таких сплочённых коллективах, Юрий Филиппович называет наставничество. Пояснения старших товарищей молодёжь рассматривала не как поучения, а как передачу опыта. Именно опыт — свой и чужой даёт возможность стать мастером и экспертом в своём деле.

— Наши социологические исследования показывают, что рынок труда настолько же динамичен, как и сама жизнь, — говорит Андрей Коваленко, заместитель директора Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций. — Здесь важно принять правильное, а главное объективное решение. Причём надо мыслить стратегически на несколько лет вперед. Сложности возникают, если у человека нет никаких предпочтений или даже представления, где он будет работать. Тогда надо обратиться к нашим специалистам: можно пройти тестирование в центре, чтобы определиться с выбором дальнейшей сферы деятельности. С точки зрения психологии менять кардинально избранную стезю не стоит. Если есть желание, то, конечно, можно дерзнуть. Но мы бы посоветовали развивать свою квалификацию, получая дополнительное образование, совершенствуясь в профессии. Тогда меньше вероятности, что возникнут вопросы о компетенции, возрасте и об опыте на собеседовании с работодателем.

Но сегодня даже самый опытный специалист должен быть готов постоянно учиться и получать дополнительные компетенции. Например, технологии пришли уже во все сферы, знание специализированных компьютерных программ теперь является обязательным условием для многих вакансий. Также уже сейчас немало вакансий, напрямую не связанных с транспортной сферой, предусматривает наличие водительских прав. Кроме того, иностранный язык всё чаще рассматривается работодателями не как преимущество, а как необходимая опция сотрудника.

По данным Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций, сегодня наиболее востребованы рабочие специальности. Эта устойчивая тенденция последних пяти лет. Также для работодателя интересны мастера сферы бытового обслуживания и офисный персонал: программисты, администраторы, бухгалтеры, инженеры-сметчики.

Навыки и умения, которыми должны обладать специалисты будущего:

системное мышление

экологическое мышление

программирование/ робототехника

работа в условиях неопределённости

межотраслевая коммуникация

клиентоориентированность и работа с людьми

управление проектами

мультикультурность и мультиязычность

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
вчера 19:08