29.05.2017 | №3518

Гарантия на отдых

Автор: Виктор МЕЛЬНИК

В одной из недавних телепередач её ведущий Владимир Соловьёв со свойственным ему сарказмом говорил присутствующим в студии об увеличении средней продолжительности жизни в России. Соответственно, об успехах в сфере здравоохранения, других отраслях, связанных с повседневной жизнью. В общем, приближаемся к мировым стандартам. Как итог замечательных умозаключений следует вывод: если жить стали дольше, значит, на пенсию надо уходить позже. При этом, правда, не учитывается другой фактор: если человек дольше живёт, это ещё не означает, что он может дольше работать…

Гарантия на отдых

Желание увеличить в России пенсионный возраст говорит об экономическом кризисе и демографических проблемах, а не наоборот. Цены на нефть доходят до 40 долларов за баррель, но федеральный бюджет рассчитан исходя из цены в 50. По мнению экспертов, это уже бюджет выживания. Снижаются доходы населения, падает потребительский спрос. Правительству приходится экономить на всём. Учитывая, что пенсионная система несбалансированна, а бюджет нестабилен, пришло время экономить и на пенсиях.

Нагрузка на бюджет

Один из инициаторов увеличения пенсионного возраста бывший министр финансов Алексей Кудрин говорит, что российской экономике придётся выбирать между повышением пенсионного возраста и увеличением налогов. “Если мы не будем повышать пенсионный возраст, то неизбежно столкнёмся с повышением налогов”, — считает он.

По неофициальным данным, к 2030 году налогообложение фонда оплаты труда (при сохранении пенсионного возраста на текущем уровне) должно превысить 50 процентов. Сегодня пенсионная система на треть дотационная за счёт федерального бюджета. В Минфине считают, что дотирование ПФР создаёт серьёзную нагрузку на бюджет. Лучше направить эти расходы не на текущие траты, а на инфраструктурные, инвестиционные, чтобы поддержать экономический рост.

Дополнительным аргументом в пользу повышения пенсионного возраста также называется то, что средняя продолжительность жизни только с 1995 года выросла на семь лет для мужчин и на шесть для женщин. (В Красноярском крае средняя продолжительность жизни у мужчин составляет менее 63,5, у женщин около 75 лет.)

А вот для минимизации политических издержек повышение пенсионного возраста должно быть постепенным и коснуться лишь людей, которые в настоящее время сравнительно молоды. Оптимальным видится постепенное повышение пенсионного возраста для тех категорий граждан, которым осталось ещё пять — десять лет до выхода на пенсию по действующему законодательству. При этом должна обеспечиваться постепенность увеличения возраста выхода на пенсию. Таким образом, от момента принятия решения до достижения пенсионного возраста планки в 65 лет пройдёт более 20 лет.

Спорные аргументы

Впрочем скептики оптимизм на счёт повышения средней продолжительности жизни называют чрезмерным. Если копнуть глубже, ситуация выглядит грустной. В России продолжительность жизни сильного пола предельно низка и сопоставима только с некоторыми бывшими республиками СССР. Кстати, средние периоды “дожития” (время с момента выхода на пенсию до смерти) у нас тоже небольшие: у мужчин — 11,7 года, у женщин — 16 лет. Впрочем это ещё не самый печальный результат. Если верить статистике, средний мужчина в Казахстане вообще не доживает до пенсии...

Вполне возможно, что повышение пенсионного возраста давно назрело в России. В конце концов, нынешние 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин были определены на основе расчётов, сделанных еще в 50-х годах ХХ века. С тех пор многое изменилось. Однако при обсуждении этого вопроса, к сожалению, приводят исключительно финансовые аргументы. Но даже они оказываются спорными.

Если начать постепенно (ежегодно на полгода) увеличивать пенсионный возраст до 65 лет, то экономия бюджета ПФР будет всего 78—80 миллиардов рублей в год. Причём период продлится максимум до 2020 года. Дальше вновь начнёт образовываться дефицит в возрастающем порядке.

По подсчётам аналитиков ПФР, к 2030 году дефицит бюджета фонда в этом случае составит 2 триллиона 852 миллиарда рублей. Таким образом, “постепенность” означает, что никакой существенной экономии не будет. Когда дефицит измеряется триллионами, значит, что ни в 2019-м, ни в 2020-м, ни в 2021-м федеральный бюджет много не сэкономит.

Новые риски

Также надо учитывать, что повышение пенсионного возраста приведёт к наращиванию пенсионных прав, которые будут стоить ПФР дороже. Люди, выходя на пенсию в новом возрасте, получат пенсию существенно выше, чем они получили бы при выходе на неё в прошлом возрасте. Таким образом, сумма подсчитанной экономии должна быть уменьшена на оценку роста пенсионных прав, связанную с повышением пенсионного возраста, считают в министерстве труда.

К тому же никто толком не объяснил, каким образом будет обеспечиваться занятость людей нынешнего пенсионного возраста. Не секрет, что сейчас любому человеку в России после 45 лет найти работу сложно. Более того, наблюдается тенденция снижения этого возраста — уже 40-летние жалуются на трудности с поиском работы. А ведь впереди ещё 20 лет трудоспособного возраста!

“Сейчас мы вступили в неблагоприятный период, когда число трудоспособного населения снижается ежегодно, и этот тренд начался с 2008 года, — говорит всё тот же Кудрин. — Плательщиков налогов всё меньше, пенсионеров будет всё больше. Из этого следует множество серьёзных выводов, которые связаны и с пенсионной системой, и с системой здравоохранения и социального страхования, поскольку все они будут испытывать серьёзные сложности и создавать новые риски для российской экономики”.

Не получится ли так, что, подняв пенсионный возраст, власти также в разы увеличат скрытую безработицу? Впрочем, возможно, на это и расчёт — ведь тем, кто доживёт до пенсии, и платить придётся меньше, поскольку после 40 лет их отчисления в Пенсионный фонд резко сократятся.

Не повезло

А вообще вопрос пенсий на протяжении всей своей истории нередко решался в циничной манере. Пока обсуждается тема о всеобщем пенсионном возрасте, премьер-министр решил запустить пилотный проект: “Если что-то начинать в этой жизни, то всегда лучше начинать с себя”, — пояснил Медведев. И вот уже с 1 января 2017 года в России вступил в силу закон, по которому пенсионный возраст для чиновников будет ежегодно повышаться на шесть месяцев — до тех пор, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 для женщин.

Изменения коснутся, по расчётам ПФР, около 70 тысяч чиновников, которые в ближайшее время должны будут выйти на пенсию. Требуемый возраст для назначения им страховой пенсии будет увеличен к 2026 году до 65 лет для мужчин и к 2032 году до 63 лет для женщин. При этом повышение пенсионного возраста будет происходить постепенно — на шесть месяцев в год. Для остальных граждан России пенсионный возраст пока остаётся без изменений, а закон в отношении чиновников можно расценивать как эксперимент, по результатам которого будут приняты решения по увеличению сроков выхода на пенсию уже “для всех”.

Вопрос пенсий на протяжении всей своей истории нередко решался в циничной манере.

Язык не поворачивается назвать этот Закон “экспериментом”. Какие выводы можно сделать о его эффективности на примере всего лишь 70 тысяч несостоявшихся пенсионеров? В любом случае результаты будут не показательны. Тут присутствует скорее психологический, а не экономический фактор. Людей вот только жалко. Первыми попали в жернова реформы…

Ещё одно печальное предположение. Требуемое Минфином увеличение пенсионного возраста может привести к тому, что пенсионеры, вынужденные позже выходить на заслуженный отдых, будут получать пенсию гораздо меньший период, а то и вовсе не успеют дожить до наступления пресловутого пенсионного возраста. Данное обстоятельство поспособствует сокращению бюджетных расходов. Но какой ценой!

Несмотря на то, что маховик пенсионной реформы на примере госслужащих уже запущен, президент Владимир Путин пока осторожничает, тем более что в 2018 году очередные выборы: он считает, что Россия пока не готова к повышению пенсионного возраста. По его мнению, вопрос о повышении пенсионного возраста можно будет решать “по мере повышения продолжительности жизни”. Но это нужно будет делать в диалоге с обществом, чтобы оно разделяло эту точку зрения. (В связи с этим не совсем понятен эксперимент с госслужащими. — Прим. авт.)

Согласитесь, что всякое государство достаточно цинично, но оно не может быть циничным до такой степени, чтобы гарантировать гражданам “заслуженный отдых” уже на том свете.

АКЦЕНТ

Нынешняя пенсионная система, в которой работающий платит за неработающего, возникла в конце XIX — начале XX века. Идея состояла в том, что пенсию будут получать только промышленные рабочие, а их тогда было меньшинство. Во всех странах доминирующим большинством были крестьяне. Причём уже тогда средний порог пенсионного возраста в разных государствах составлял примерно 70 лет (!), и это при средней продолжительности жизни 45—48 лет.

Даже в Советском Союзе крестьяне не получали пенсию. По крайней мере до середины 1960-х годов. А они на тот момент составляли более половины населения страны. Когда Советский Союз вводил современную пенсионную систему, средняя продолжительность жизни в стране была ниже 50 лет. То есть из сравнительно небольшого числа потенциальных пенсионеров мало кто доживал до пенсионного возраста.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
18:35