29.05.2017 | №3518

Поколение национальной безопасности

Автор: Нина Фатеева

“Мой малыш в два года лучше разбирается в смартфоне, чем я”, “Ребёнок не слушает книги, если они не на планшете”, “На дне рождения дети сами не смогли поиграть без аниматора” — родители по всему миру наблюдают похожее поведение у детей и не знают, к чему это приведёт. Социологи считают, что так начинают проявляться черты нового поколения, которое непохоже на предыдущие.

— Прежде всего, я назову пять поколений, особенности которых описаны американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в созданной ими теории поколений, — говорит Евгения Шамис, основатель “RuGeneration” — теории поколений в России. — Они обнаружили, что конфликт поколений не в разнице возрастов: когда дети вырастают, они всё равно отличаются от своих родителей, и непонимание не проходит. Дело в том, что поколенческие ценности формируются у ребёнка под воздействием окружающей среды до 10—12 лет и влияют потом на всю его жизнь. В 1900—1923 годах рождалось поколение Победителей (революции, электрификация). В 1923—1943-х — Молчаливое поколение (репрессии, ВОВ, разруха). В 1943—1963-х — поколение Бэби-бумеров (оттепель, покорение космоса, СССР — мировая сверхдержава, счастливое будущее). В 1963—1983-х — поколение Х (перестройка, СПИД, война в Афганистане). В 1983—2003 -х — поколение Y (распад СССР, появление цифровых технологий, военные конфликты). И, наконец, с 2004 года рождается поколение, особенности которого только начинают описывать, — дети Z.

По мнению эксперта, на ценности поколений влияют четыре фактора. Первый — глобальные события в мире. Для поколения нынешних бабушек таким событием стал полёт Гагарина в космос, это зарядило верой в светлое будущее несмотря ни на что. Для поколения Z — это экономические кризисы, которые дадут энергию искать новые решения и сделают их сверхбережливыми.

Второй фактор — те посылы, которые определяют, каким должен быть ребёнок, что он должен знать и уметь. Поколению Х твердили, что единственно возможная оценка это “пятёрка”, и у них внутри сформировалась потребность быть профессионалом во всём. Поколение Z растёт, слушая про инновации, высокие технологии, стартапы, виртуальную реальность. Это поколение “digitaly native” — рождённое с планшетом в руках. Первое, что видит младенец — лицо мамы, а потом смартфон, которым его фотографируют.

Третий фактор — послание от родителей. Нынешних 30—40-летних учили быть храбрыми, дружить и выручать в беде, а они сейчас учат своих детей быть лидерами во всём.

И, наконец, самый важный фактор, ценностью поколения становится то, что в дефиците. Пробовали когда-нибудь у бабушек, рождённых в 1950-м году, почистить шкафы и выкинуть всё ненужное? Поколение Х никогда не откажется от красивого блокнота и дорогой авторучки. А поколению Y, растущему во время перестройки, не хватало живого общения от старавшихся выжить родителей. Теперь они используют гаджеты, чтобы о каждом своём переживании сообщить миру. Есть такой дефицит и у детей Z. У родителей Х, сделавших своё родительство профессией, появилась мода — развивать их всесторонне с колыбели. Малыши ходят на занятия, где всегда находятся под присмотром, любое столкновение с другим ребёнком тут же регулируется старшими. И речи нет о том, чтобы пятилетние дети гуляли одни со своими ровесниками и сами налаживали отношения. Собственно говоря, особенность среды, в которой растут современные дети, характеризируется двумя главными особенностями — дефицит свободного общения и бесконтрольного перемещения в пространстве.

— Детей, рождённых после 2004 года, можно назвать ещё Homelanders — домоседы или поколение национальной безопасности, — продолжает Евгения Шамис. — Они чаще находятся дома или в зданиях, чем на улице. И каждый раз, когда едут в общественном транспорте или находятся в общественном месте, слышат о том, что надо обращать внимание на подозрительные предметы. Вкупе с гаджетами, в которых они разбираются чуть ли не с рождения, это приведёт к появлению совершенных систем мировой безопасности. Кстати, о гаджетах. Многие родители их запрещают дошкольникам, хотя им следовало бы немного выключить в себе “профессионального родителя” и расслабиться. Естественная среда обитания детей Z будет высокотехнологичной, и готовиться к этому стоит с детства. Особенности мышления детей с планшетами, то, как они получают и обрабатывают информацию (в основном картинки), сделают их интересными художниками, творцами и инженерами. А жизнь среди сообщений о достижениях науки, сложных экспериментах, дисциплинирует этих детей и подарит им тягу к знаниям и порядку. Это будет первое поколение, которое начнёт прочитывать инструкции до конца. Их можно замотивировать учить по несколько языков, один из которых язык программирования. И в целом они будут крепко стоять на ногах, не стоит за них сильно беспокоиться.

Акцент

Родителям Х нужно учить своих ребятишек просто играть — у нынешних детей это зачастую проблема. Они готовы учиться с друзьями кулинарии или смотреть интересные шоу-эксперименты, но как только речь идёт, чтобы остаться без гаджетов и придумать игру, наступает полный провал. А умение договариваться без конфликтов и понимать других им сильно понадобится в их будущем мире.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
11:38