22.06.2017 | №3526

Маргарита Целовальникова: “То, что в вас заложено, сложно сломать”

Мы, студенты, часто слышим от товарищей стереотип, что преподаватели физкультуры не учат специализации, а лишь сидят на месте и проставляют галочки в журнале посещаемости. Да и сами ничего не умеют. О том, какой же на самом деле гигантский список обязанностей и квалификаций у молчаливого наставника, мы узнали, побеседовав с Маргаритой Целовальниковой, преподавателем СФУ по специализации “настольный теннис”.

— Маргарита, каким, на Ваш взгляд, должен быть преподаватель физкультуры?

— Профессионалом в первую очередь. Если он молодой, то должен “поставить себя”, показать, что его нужно уважать, а для этого необходимо держать субординацию между студентом и собой. Многие же не понимают, что перед ними не просто девушка.

— А какой преподаватель Вы?

— Я со всей серьезностью подхожу к отбору студентов на специализацию, ведь мне с ними три года работать. И я знаю, что не отстану от них, пока они не изучат элементарную технику и теорию. Но когда думаю о преподавании, себя ставлю на место студента. Мне очень тяжело давались нормативы с барьерами по лёгкой атлетике. Мы должны были, например, прыгать через высокую планку, а у меня это не всегда получалось. Так я поняла, что в чём-то была слабее. Значит, слабыми могут быть и другие. Стала следить, вдруг кто-то из студентов что-то не выполняет, возможно, из-за состояния здоровья. Но это касается только нормативов. А при общем ведении занятий я всегда строга.

— Помните Ваши первые дни работы?

— Когда я начала работать, училась ещё и в магистратуре, была в сборной института по теннису. И многих своих студентов знала. То есть приходила я обучать третьекурсников и со многими из них вместе потом тренировалась. Но вела я себя довольно строго. Я не понимала, как студент мог присесть всего пятнадцать раз вместо двадцати. И опоздавшим была строга — уже через минуту после начала пары дверь была закрыта. Сначала я была намного жёстче, чем сейчас, и мне это казалось правильным по неопытности. Ну а если конкретно вспоминать первый день работы в университете, с непривычки пролетел он незаметно.

— Что для Вас важнее в теннисе — техника или ведение?

— На самом деле первое важнее. Держание мяча — это контроль, без которого технику человек не освоит. Но само по себе количество раз отбития мяча не важно. Моя задача научить базовым элементам, чтобы в дальнейшем студенты смогли развиваться, понимая, что технику и теорию они уже знают.

— Многие на занятия по теннису приходят, имея опыт игры во дворах. Кого обучать лучше — такого студента или новичка?

— С нуля не каждого можно обучить. Многие приходят на специализацию и говорят, что очень хотели бы посещать занятия. Но вы же когда поступаете, например, на факультет иностранных языков, уже знаете язык немного, а дальше совершенствуете его, верно? Я считаю, что специализация нужна для тех, кто уже имеет элементарные навыки. А для остальных подходят занятия по общей физической подготовке. Но на самом деле проще человека научить, чем переучить. Всё, что в вас уже заложено, сложно сломать. Студентов на занятиях много, а у нас не индивидуальное обучение — нет возможности по полчаса стоять возле каждого, чтобы корректировать его игру.

— Вы играли когда-нибудь со своими студентами?

Да, в первый год — когда преподавала и ещё тренировалась, участвовала в соревнованиях. Я помню, как играла с воспитанницей своей коллеги, за которую она очень болела. У меня она тоже преподавала и потому знала все мои способности, плюсы и минусы. Было очень обидно, когда она подсказывала моей сопернице, как меня выиграть, да и девушка сама очень сильная. Ажиотаж был тогда, конечно, ощутимый. Все собрались, чтобы посмотреть наш матч, и мои студенты тоже болели не за меня — я же строгой с ними была, помните? Но я не проиграла!

Я просто не могу сидеть в такие моменты отстранённо. Мне нужно заниматься делом и видеть, что все выполняют упражнения, — на обеих работах.:

— Чем ещё кроме обучения занимаетесь в университете?

— Организую соревнования от спортивного клуба университета. Мы помогаем их устраивать — не только по теннису, но также любые мероприятия по физической культуре. Они почти каждую неделю у нас проходят. Например, соревнования между институтами в начале учебного года в рамках “Кубка первокурсников” — я тоже помогаю их проводить. Организую и события, связанные со спартакиадой и универсиадой. А в конце мая в вузе проходили “Весёлые старты”. Я там даже огромную игрушечную штангу тягала.

— Ни дня без физкультуры! А с нами на занятиях почему полноценно разминаетесь?

— Начнём с того, что у меня две работы. Одна — преподавателя, другая — инструктора. И проделывать все упражнения вместе со студентами — это привычка с групповых программ. Когда я веду тренировку там, я наглядно показываю, как выполнять каждое упражнение. К примеру, “Хот айрон” — работа со штангой — у меня каждый день в расписании. И каждый день я делаю это со своими учениками. Но моя задача не только объяснить им технически выполнение упражнения, я также улыбаюсь им, подбадриваю их и считаю каждый такт упражнения под музыку, чтобы они вовремя вдохнули, выдохнули, сделали движение. Я просто не могу сидеть в такие моменты отстранённо. Мне нужно заниматься делом и видеть, что все выполняют упражнения.

— Вы заговорили о второй работе. Чему Вы обучаете вне университета?

— Я фитнесс-инструктор. Направлений очень много: пилатес, флай йога, бади ап, лоу бади, хот айрон и не только. Перечислять долго. Я также персональный инструктор тренажёрного зала. Занимаюсь не только техническими упражнениями, но и диетологией, кинезиологией. Помогаю тем, кто ходит ко мне на тренировки, подобрать максимально выгодные для любой группы мышц и фигуры подходы, пищу.

— В Вашем “Инстаграме” мы видели фотографии сертификата об окончании курсов. Как это связано с Вашей работой?

— Я как раз ходила на курсы по кинезиологии. Мы изучали биомеханику силовых упражнений. Использовали специальный аппарат — электромиограф. Подключали датчики — как при исследовании сердца — к телу. И на компьютере смотрели, какие мышцы больше всего работают при разных движениях. Например, в тренажёрном зале пытались понять, бедренная мышца или ягодичная больше задействована при приседе. Это нужно, чтобы решить, как тренироваться и не тратить время на прокачку ненужных частей тела из-за неопытности. Потому что, если работаешь с дельтовидными мышцами, нужно заниматься только передними пучками, а ты зря мучаешь задние и средние.

— Значит, всему, что преподаёте, Вы научились на курсах?

— Не совсем. По всем направлениям фитнес-инструктажа у меня есть сертификаты. Они показывают, что я прошла профессиональные тренинги в свободное время. На следующих выходных, кстати, я иду на семинар по диетологии. Там мы рассмотрим фармакологию и гормональный фон при жиросжигании. Думаю, это важно для женщины, чтобы она не переусердствовала и питалась правильно. А кроме дополнительного образования у меня есть три диплома по специализации физической культуры, спорта и туризма — и все красные. Я, кстати, магистр. Так меня в настольный теннис затянуло — я писала по нему магистерскую работу. Хочу кандидатскую писать, но нужно слишком много времени. Его у меня, как вы видите, нет.

Надеюсь, в старости тоже замотивирую какую-нибудь девочку на занятия спортом.:

— Какие занятия у Вас были в институте?

— У нас не было “физкультуры”, а вместо неё разные виды спорта: лёгкая атлетика, плавание, волейбол, баскетбол, гимнастика. Плюс мы ходили на какую-либо специализацию. Во всех дисциплинах нужно было иметь примерно второй взрослый разряд. И кроме физической подготовки, конечно, у нас были занятия как у вас: высшая математика, русский, физика и другие.

— Вы упомянули специализацию. Ваша — теннис, верно?

— Да, я все годы учёбы ходила на настольный теннис, потому что была в сборной института. Посещала и другие секции — лапту, например. Или ладбол. Ладбол — это как бейсбол, но с ракеткой для большого тенниса. Мне было интересно изучать как можно больше видов спорта.

— А какой у Вас спортивный разряд?

— Кандидат в мастера спорта по настольному теннису. Также есть второй взрослый разряд по лыжным гонкам, третий взрослый — по спортивному туризму. Выполняла я нормы и по другим направлениям — например, все нормативы по полиатлону, где нужно было стрелять, бегать кросс и отжиматься, я делала на уровне КМС. Но официально это не оформляла.

— Что самое нелепое с Вами происходило на соревнованиях?

— Мы как-то выиграли в Белоруссии и уже возвращались домой с пересадкой в Москве. Нас отпустили погулять, а время-то на часах мы не поменяли при выезде из страны. На ВДНХ встретили другие команды, и ребята сказали, что до нас дозвониться не могут! Телефоны из-за роуминга заблокировали, и нас тренер нашёл через местного знакомого. Еле успели тогда! Как же нам влетело. Особенно мне, ведь я тогда училась на инструктора, должна была не хуже него осознавать ответственность.

— Как Вам удавалось совмещать учёбу и состязания?

— Приведу в пример случай. Между институтами проходил чемпионат Сибири. У меня в то же время государственный экзамен. Нужно было настраиваться на соревнование, а мне позвонил одногруппник — он не сдал. Я стала усиленно учить билеты по анатомии, физиологии, психологии, теории педагогики — множеству научных дисциплин. И с самолёта сразу побежала в университет, вместе с заочниками сдала на “отлично”. Без наушников и шпаргалок — наслышана была, что за это выгоняли. Разрывалась тогда, но делала всё возможное.

— Ваш девиз по жизни?

— Со студенчества я работаю и стремлюсь развиваться во всём — не только физически, но и посещаю культурные мероприятия. И лет пять назад коллеги мне подарили железную рамку с выгравированной надписью: “Нет предела совершенству”. Сказали, что эта фраза у них ассоциируется со мной. Она теперь моя любимая.

— Как думаете, в каком возрасте нужно уходить из спорта?

— Есть люди, которые готовы принять своё старение. А есть те, кто всю жизнь будет прыгать — и это зависит только от них. Я, например, в лесу возле университет вижу, как бабушки бегают, и тоже хочу в таком возрасте бегать. Как они. Надеюсь, в старости замотивирую какую-нибудь девочку на занятия спортом.

Анастасия Булавинова, Дмитрий Ишхузин, второй курс ИФиЯК

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
СФУ

Другие материалы по теме

вчера 15:11

21 октября

20 октября

Поздравляем именинников!

17 октября — Андрей ЛЫКОВ, мастер спорта международного класса по вольной борьбе, чемпион РСФСР, бронзовый призёр чемпионата СССР (1991), победитель международных турниров на призы Ивана Ярыгина (1993, 1995), обладатель Кубка России (1995).

20 октября — Дмитрий Аленичев, главный тренер футбольного клуба “Енисей”.

21 октября — Надежда КАДОЧНИКОВА, мастер спорта по спортивной акробатике, отличник физической культуры и спорта, старший тренер-преподаватель СДЮСШОР “Спутник”.

22 октября — Игорь ТОЛСТОПЯТОВ, заслуженный тренер России по подводному плаванию, отличник физической культуры и спорта, заведующий кафедрой физического воспитания СибГАУ.

23 октября — Олег МИЛОВАНОВ, мастер спорта международного класса по биатлону, чемпион России (2007, 2008); Николай ОЛЮНИН, заслуженный мастер спорта по сноуборду, чемпион России (2013), серебряный призёр Олимпийских игр 2014 года, победитель Всемирной Универсиады (2015), серебряный призёр этапа Кубка мира (2015).