14.11.2016 | №3438

Велосипедная революция

Автор: Олег ЗУЕВ

Красноярские статисты подсчитали, что в 2015 году на сотню семей Красноярского края приходилось 65 легковых автомобилей и два грузовых. За девять месяцев нынешнего года в регионе зарегистрировано более 1,2 миллиона единиц автомобильного транспорта. Пробки на дорогах — картина привычная сегодня не только для Красноярска, но и для многих российских городов. Поэтому жители мегаполисов всё чаще стали задумываться над альтернативными видами транспорта, позволяющими избежать простаивания в пробках.

Насколько готова к этому городская инфраструктура и что необходимо сделать для развития этих самых альтернативных видов транспорта, обсудили в рамках XII Красноярского городского форума “Инициативные красноярцы — родному городу” на дискуссионной площадке “По Красноярску — пешком, на роликах и велосипедах”.

Нужна дружелюбная среда

Количество велосипедистов, роллеров и скейтбордистов в Красноярске растёт с каждым годом, но реалии сегодняшнего дня таковы, что пока для большинства из них катание на велосипеде, роликах и скейтборде является либо досугом, либо физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельностью. И заниматься горожане предпочитают в парковых зонах, констатируют в Красспорте.

— Условия для этого в рекреационных зонах созданы, — рассказывает Валерий Черноусов, руководитель Красспорта. — В городе обустроены спортплощадки для катания на роликовых коньках, скейтборде и велосипеде. Для любителей экстремальных направлений есть несколько роллердромов, в том числе и два крытых. Заниматься скандинавской ходьбой или просто прогуливаться можно в Татышев-парке, в заповеднике “Столбы”, в районе Академгородка, в сквере Чернышевского. Развитие велодорожек только начинает своё движение, и для того чтобы велосипед или ролики стали рассматриваться красноярцами как альтернативные транспортные средства для передвижения по городским улицам, необходимо создавать соответствующую дружелюбную среду. Это и велодорожки, и велопаркинги, и мероприятия, направленные на популяризацию новых видов транспорта. Одному органу власти или общественному объединению решить этот вопрос невозможно. Он требует комплексного подхода.

На страницах нашей газеты мы уже не раз рассказывали о проекте велопешеходного маршрута по центру города “Центральное велокольцо”, реализация которого позволит связать набережные рек Кача и Енисея с выходом на велодорожки Татышев-парка, поэтому подробно на нём останавливаться не будем. А вот о планах организации в городе системы велопроката по европейскому образцу расскажем подробнее. Предполагается, что предварительно потенциальный велосипедист должен будет зарегистрироваться на сайте и внести на счёт определённую сумму. А затем на любой из велостанций, набрав на терминале несколько символов, взять в прокат велосипед и отправиться в любой пункт назначения. Вернуть двухколёсного железного коня можно на ближайшей к месту прибытия велостанции, которые будут работать круглосуточно и в автоматическом режиме.

В пределах города

Потенциальным преимуществом Красноярска является то, что устройство велодорожек предусмотрено в действующем Генплане города. Этим могут похвастать немногие города. В управлении архитектуры разработана схема развития пешеходных зон и устройства сети велодорожек. Она предусматривает создание пешеходных улиц, где в принципе будет запрещено движение транспорта, кроме обсуживающей техники.

— Проектом также предполагается обустройство дополнительных пешеходных выходов из застройки на главную набережную города, — поясняет Елена Коробейникова, заместитель начальника отдела управления архитектуры администрации города. — Это перспективный зелёный луч. Он планируется на участке от железнодорожного вокзала по набережной, когда мы начнём осваивать территорию комбайнового завода. Это будет целый пешеходный бульвар. Аналогичный зелёный луч планируется по территории парка имени 400-летия Красноярска до острова Татышев через перспективный вантовый мост. Кроме этого обозначены различные виды организации велосипедных, пешеходных дорожек.

Разработчики предлагают следующие варианты: велосипедные дорожки, устроенные по обеим сторонам проезжей части; обособленные дорожки с двухсторонним движением вдоль улицы или дороги; изолированные велодорожки с двухсторонним движением. Для каждого вида велодорожек предполагаются и конкретные участки города. К примеру, велодорожки, обустроенные по обеим сторонам проезжей части, планируются сделать на Авиаторов и проспекте Красноярский рабочий. Обособленную дорожку с двухсторонним движением вдоль дороги предлагается пустить вдоль улицы Свердловской от формируемого транспортного узла в микрорайоне Тихие Зори в сторону Дивногорска. Точками назначения этого веломаршрута будут фан-парк “Бобровый Лог” и парк флоры и фауны “Роев ручей”.

Конкретных сроков реализации у этой схемы развития пешеходных зон и устройства велодорожек нет, но поскольку она стала основой для подготовки Генплана города, места для этой инфраструктуры заложены. Имеется срок реализации и самого главного градостроительного документа — это 2033 год.

В чём выгода

Довольно интересные факты и показательную статистику озвучил московский эксперт Владимир Кумов, советник по развитию велокультуры заместителя министра транспорта РФ, руководитель проекта “Lets bike it”.

— Велотранспорт выгоден экономически, — констатирует Кумов. — Приведу данные из Копенгагена, там подсчитали, что каждый километр, который человек преодолевает на авто, забирает из бюджета города 16 евроцентов. А каждый километр, который человек проезжает на велосипеде, приносит в городскую казну 15 евроцентов. В год за счёт того, что 41 процент жителей Копенгагена ежедневно передвигаются на велосипедах, городской бюджет получает 235 миллионов евро. При подсчёте учитывались, в частности, и такие факторы, как загрязнение окружающей среды, развитие велотуризма, продолжительность жизни, её качество и продуктивность.

В США провели более глобальное исследование, проанализировав показатели 17 стран мира, и пришли к выводу, что каждые полтора доллара, которые вкладываются в велосипедную и пешеходную инфраструктуру, возвращаются в бюджет двадцатью долларами.

— Буквально две недели назад ООН призвала выделять, как минимум, двадцать процентов транспортных бюджетов на развитие велопешеходной инфраструктуры, — рассказал Владимир Кумов. — У нас для автомобилистов созданы все условия, поэтому столько и автовладельцев. Начнём делать комфортным передвижение на велосипедах, велосипедистов станет больше.

Рекомендации, выработанные по итогам дискуссионной площадки:

— расширить сеть пешеходных и беговых дорожек из грунтово-сыпучей смеси в парковых зонах и местах отдыха населения;

— увеличить количество велопарковок в центральной части города, у торговых центров, учебных заведений, мест массового отдыха;

— установить разметку и знаки на специально оборудованных пешеходных дорожках, велодорожках для повышения безопасности движения;

— обучать население, в первую очередь школьников и учащихся колледжей и вузов, правилам передвижения по городским дорогам пешком, на велосипеде, иных видах механического и электрического транспорта;

— проводить массовые мероприятия по популяризации движения пешком, использовании велосипедов, роликов, иных видов альтернативного транспорта.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
18:09