28.06.2016 | №3377

Владимир Сухих: «Наш принцип: “Не навреди”»

Автор: Павел КАТЦЫН
Фото: Петр ШЕВЧУК

Президент федерации рыболовного спорта Красноярского края Владимир Сухих всю свою жизнь проводит в постоянном движении. Ему никогда не бывает скучно или нечем себя занять. Несмотря на пенсионный возраст, Владимир Дмитриевич даст фору многим молодым. Являясь одним из лучших специалистов в электроэнергетики нашего региона и до сих пор работая по специальности, он тем не менее никогда не забывает о своих главных увлечениях в жизни — спорте и рыбалке.

— В 1965 году мы переехали в Красноярск. Отец у меня военный, до этого помотались по городам и весям прилично: два года здесь, три там. Но школу я окончил уже в Красноярске, причём с медалью. Затем поступил в политехнический институт. Профессию выбрал ту, которая пришлась по душе: управление системами в электроэнергетике. Добился в ней определённых высот. На сегодняшний день работаю главным инженером проектов одной из крупнейших компаний нашего региона.

Увлекался я в жизни много чем. Рыбная ловля — одно из любимых занятий, но далеко не единственное. Вторая страсть — спорт. Занимаюсь с детства. Имею разряды по многим видам. На первом месте — бег трусцой. Занимаюсь им с детства. С четвёртого класса начал бегать. Наконец, третья моя любовь — музыка. Родители в детстве решили отдать меня в музыкальную школу, которую я успешно окончил по классу баяна. Затем поступил в институт. Сколотил ансамбль, научился играть на многих инструментах, ну и, конечно, сам пел.

В спортивную жизнь втянулся быстро. Начинали с Виктором Личаргиным, Владимиром Черных, который сейчас в общественном совете при министерстве спорта. В 1976 году стали проводить “Дни бегуна”. У властей всегда находили понимание. Для них было главное, чтобы мы приобщали к спорту молодёжь. Попробовал себя и в настольном теннисе. Занимались у известного в крае тренера Славы Андреева. Играл я в пинг-понг где-то на уровне второго разряда, выступал за институт. Неплохо получалось в волейболе. Естественно, всё происходило без отрыва от учёбы, в дальнейшем работы, но времени на всё хватало. Мы были молодыми, активными. Постоянное движение и стремление к развитию составляли для нас основу жизни. Жизнь била ключом. Тренировки, соревнования, творчество, работа, отчёты. В Центральном районе мне поручали многое. Был членом райкома комсомола, председателем профкома на предприятии, занимался в том числе распределением квартир. Это, пожалуй, было самой сложной работой.

На производстве тоже всё шло своим чередом: инженер, старший инженер, руководитель группы, старший специалист, главный конструктор. Работал в электропроекте более двадцати лет.

Ту систему часто ругают, но она работала как часы, а главное — дисциплинировала.

Танцы и любовь

— С будущей женой мы занимались в одной танцевальной группе. А получилось всё так. Однажды увидел объявление в газете, что Виктор Павлович Козлов, руководитель танцевального клуба, приглашает всех желающих на тренировки. Я от всего этого был далёк, по правде, танцевать вообще не умел, однако пошёл. Со временем втянулся.

В танцевальном спорте присваивались не разряды, а категории. Мы с будущей женой добрались до класса “Б”, это примерно на уровне кандидатов в мастера спорта. Дальше не получилось. Девчата у нас были как на подбор — статные, красивые, ноги “от ушей”. Как итог — вся наша студия переженилась. Пошли дети, и не до танцев стало. Больше сорока лет уже вместе.

Мои дочки занимались плаванием. Результаты на краевом и даже национальном уровне показывали неплохие. Но когда пришло время делать окончательный выбор, я их из профессионального спорта забрал. Пообщался с тренерами, понял, что олимпийскими чемпионками им вряд ли стать. Девочкам всё объяснил. Им нужно было выходить замуж, детей рожать. Поэтому решили со спортом завязать.

В те времена не было столько отвлекающих моментов. У большинства имелись интересные разнообразные увлечения, сейчас, конечно, по-другому. Почти вся молодёжь перед компьютерами сидит. Вот и мой внук такой же. Правда, он болеет у нас. В своё время, слава Богу, вытянули пацана, но теперь на инвалидности. На трёх работах трудиться приходится, чтобы мальчишка мог жить по-настоящему. Я его всё равно стараюсь расшевелить. На рыбалку с собой беру, ему, правда, компьютер пока интереснее, но это дело наживное. Меня отец впервые в четыре года порыбачить взял, вот тогда-то я и втянулся в это по-настоящему.

Без алкоголя

— Всю жизнь рыбачил практически сам по себе, уже потом познакомился с местными рыбаками. Узнал, что есть фестивали рыболовные, клуб “Тугун”. Было это в 2005 году. В компьютерах и Интернете я разбираюсь порядком. Там стали общаться с любителями рыбалки, делиться секретами, организовывать совместные выезды и прочее.

Потом некоторые загорелись идеей посоревноваться. По-настоящему. По спортивным правилам, для всех одинаковых.

У истоков этого движения стояла группа инициаторов: Игорь Зяблицкий, много лет затем являвшийся главным судьёй различных соревнований, Александр Касьянов, действующий спортсмен, передо мной возглавлявший федерацию. Все эти годы я учился у них, пусть они моложе, но понимали больше моего. Слушать и вникать мне было совершенно не зазорно. Устройство удочек, приёмы ловли, поиск рыбных мест — обо всём этом я узнал много нового, участвуя в соревнованиях, общаясь с опытными рыболовами.

Федерация росла. Но костяк не менялся. Упор делаем на зимнюю рыбалку. Всё-таки у нас девять месяцев зима. Ловля со льда — это наше всё. Фактически на зимней рыбалке федерация и начинала строиться. Хотя мы проводили соревнования и по ловле карпа. Причём ездили и на наши дикие водоём — и в Хакасию, и в Кемерово, где великолепные условия. 20 июля поедем туда на чемпионат России. Я в качестве главного тренера сборной края по карпу.

Вообще чемпионат страны проводится по восьми дисциплинам. Федерация рыболовного спорта объединяет более пятидесяти регионов, аккредитованных в своих министерствах спорта.

Говорят, зимней рыбалки без алкоголя не бывает. С этим поспорю. Спорт и алкоголь вещи взаимоисключающие друг друга. На наших соревнованиях за употребление спиртного во время проведения состязаний следует мгновенная дисквалификация. Это спорт, каждая секунда на счету, поэтому излияния устраивать некогда. Хороший чай и кофе гораздо лучше греют в мороз. От спирта эффект длится несколько минут, а потом сосуды резко сужаются, что чревато инсультом.

Понятно, что вокруг рыбалки существует множество предрассудков. Даже анекдот есть. Приехали на рыбалку, главный берёт микрофон и объявляет: “Так, мужики, из автобуса не выходим, удочки не достаём, а то в последний раз Митьку потеряли”. Одно дело, когда, так сказать, дружеский выезд, порыбачить в своё удовольствие, другое дело — спорт.

Общественный президент

— Никакой зарплаты за должность президента федерации я не получаю, и от основной работы меня никто не освобождает. Выполняю свои обязанности исключительно на общественных началах. Федерацию рыболовного спорта края возглавляю с сентября прошлого года. Мой предшественник Касьянов отошёл от дел по собственной инициативе. У каждого из нас своя жизнь. Это на рыбалке все равны, а так — кто-то фирмой руководит, деньгами большими ворочает, а кто-то автобус водит, и у всех свои проблемы. Вот и Касьянову его занятость не позволяла больше заниматься делами федерации. Готовил он меня себе на смену больше года. Объяснял, показывал, рассказывал, знакомил.

Вообще федерация у нас молодая. Официально образована в 2010 году. В 2015-м дебютировали в чемпионате страны по зимней рыбалке, по мормышке. Особых лавров не снискали, но первый раз был для нас ознакомительным. Лучше всех выступил тот же Касьянов, занявший 22-е место.

Существуем мы на членские взносы, но и, спасибо властям, министерство нам помогает, Красспорт. Много мы не просим, а когда обращаемся с чем-то, отказов не получаем.

У нас всё серьёзно. Есть федеральные, региональные правила рыболовства, согласно которым присваиваются разряды и звания.

Рыбу всегда пытаемся сохранить. Поймал, поцеловал, сфотографировался — и выпустил, стараясь причинить ей как можно меньше повреждений. По-другому никак. Понятно, что зимой с этим сложнее. Во время “Золотой мормышки” около сотни спортсменов ловят на удочку больше полутонны рыбы, столько и сетями не вытащишь. Грамотный, хороший спиннингист может выловить всю рыбу с плёса за несколько часов. Но он этого не делает. Ещё деды нас учили: “Не навреди”. Брать нужно столько, чтобы осталось в разы больше твоим детям и внукам. Это основной принцип нашей федерации.

Вообще в рыбной ловле всё приходит с опытом. Но и чутьё играет огромную роль. Правильный выбор места, снасти, приманки, прикормки — это всё очень важно. Наверное, каждый любитель рыбалки сталкивался с тем, что сидят рядом несколько человек, ловят вроде на одно и то же, но у кого-то клюёт, а у остальных нет. Это и есть показатель мастерства и так называемая чуйка.

Себя особо классным спортсменом назвать не могу. Но иногда я выстреливал. А так стабильно показываю свой уровень, стараюсь постоянно учиться. Первых мест в одиночных соревнованиях не занимал никогда, но в паре выигрывать удавалось. Плюс к этому регулярно получаю грамоты как самый возрастной участник соревнований. Мне ведь уже 68 лет, хотя на этот возраст себя вообще не ощущаю. Да и мой образ жизни, работа, увлечения не позволяют почувствовать себя стариком.

“Карасёнок”

— В этом году мы провели уже седьмой фестиваль “Карасёнок” для детей с церебральным параличом. Все детские дома края, из тех, кто изъявляет желание, мы вывозим на водоёмы каждый год. Главный энтузиаст — Пётр Морозов, стоявший у истоков этого фестиваля.

Спортсмены-рыбаки выступают волонтёрами. Обучают этих ребят, помогают во всём. Я лично с большим удовольствием всегда принимаю участие в “Карасёнке”.

Понятно, что ребятишкам с особыми потребностями тяжело. Многим из них очень сложно удерживать удочку, вытаскивать рыбу. Они не могут сами привязать крючок, насадить приманку. Для этого мы там и находимся, чтобы помогать. Ну а когда видишь, как у ребёнка, выудившего рыбку, горят глаза, как он счастливо улыбается, понимаешь, что делаешь всё правильно и не зря.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Рыболовный спорт

Другие материалы по теме

вчера 19:13

Поздравляем именинников!

17 октября — Андрей ЛЫКОВ, мастер спорта международного класса по вольной борьбе, чемпион РСФСР, бронзовый призёр чемпионата СССР (1991), победитель международных турниров на призы Ивана Ярыгина (1993, 1995), обладатель Кубка России (1995).

20 октября — Дмитрий Аленичев, главный тренер футбольного клуба “Енисей”.

21 октября — Надежда КАДОЧНИКОВА, мастер спорта по спортивной акробатике, отличник физической культуры и спорта, старший тренер-преподаватель СДЮСШОР “Спутник”.

22 октября — Игорь ТОЛСТОПЯТОВ, заслуженный тренер России по подводному плаванию, отличник физической культуры и спорта, заведующий кафедрой физического воспитания СибГАУ.

23 октября — Олег МИЛОВАНОВ, мастер спорта международного класса по биатлону, чемпион России (2007, 2008); Николай ОЛЮНИН, заслуженный мастер спорта по сноуборду, чемпион России (2013), серебряный призёр Олимпийских игр 2014 года, победитель Всемирной Универсиады (2015), серебряный призёр этапа Кубка мира (2015).