None

115 лет исполняется уникальному саду Крутовского

Гуляя по саду, которому в этом году исполняется 115 лет, понимаешь, насколько может быть велика роль одного человека в истории.

115 лет исполняется уникальному саду Крутовского

Если бы не этот человек, то не было бы экскурсии, которую проводят сотрудники СибГУ имени Решетнёва. Потому что не было бы сада Крутовского и уникальных яблонь, которые Всеволод Михайлович выращивал в суровой Сибири. Гуляя по саду, которому в этом году исполняется 115 лет, понимаешь, насколько может быть велика роль одного человека в истории. В данном случае — истории нашего города.

Сад площадью около 30 гектаров поделён на два больших участка. В первой — верхней половине сада расположена верхняя мемориальная часть, в которой растут яблони, высаженные ещё в 1904 году, а также коллекционный участок, где представлен каждый сорт яблонь в трёх экземплярах. Особая гордость — интродуционное отделение сада, возглавляемое профессором Ольгой Буторовой, где выращивают растения, привезённые из других регионов страны и мира. Отделение насчитывает более 250 видов растений, в основном декоративных, которые предлагают в том числе для озеленения города.

В нижней половине сада семь гектаров занимает мемориальная часть, и более десяти — маточное и школьное отделение плодовых и декоративных культур.

Экскурсию проводят по верхней части сада. И в первую очередь показывают дачу Всеволода Крутовского, которая расположена на входе в сад.

— В одной половине жил Всеволод Михайлович, в другой располагалась контора, — рассказывает Наталья Моксина, экскурсовод, заместитель директора сада по научной работе. — Сейчас дом нежилой, вид у него непрезентабельный. Когда в 1988 году сад передали нашему вузу (это был технологический университет — Прим. ред.), то разрешили подвести к дому фундамент, чтобы постройка не рухнула, и заменить кровлю. И всё же мы надеемся, что дом со временем будет реставрирован, в нём планируется открыть музей сибирского садоводства.

Этот дом очень любил Всеволод Крутовский. Он жил в нём до конца своих дней. Похоронили Всеволода Михайловича в саду — по его просьбе. В советские годы с могилы убрали крест, который был восстановлен к столетию сада, в 2004 году.

Главная достопримечательность сада — конечно, яблони. Средний возраст таких деревьев — 50—60 лет. Но в этом саду есть деревья, которым 115 лет. То есть они ровесники сада. Например, яблоня сорта Нобилис, которую показывает экскурсовод. И дерево до сих плодоносит. Но уникально оно не только этим. Яблоня растёт не ввысь, а... вширь. Его высота даже ниже пояса взрослого человека, зато крона раскинулась широко. В саду есть экземпляры площадью 64 квадратных метра. Это площадь трёхкомнатной хрущёвки!

— Всеволод Крутовский выращивал крупноплодные яблони в стелющейся форме, — рассказывает Наталья Моксина. — Такая идея возникла у него во Франции, где он в конце XIX века изучал вопросы физиологии и морозостойкости плодовых растений. Опытным путём он установил, что в суровых климатических условиях растения погибают не из-за морозов, а из-за резких перепадов температур. Вернувшись на родину в 1904 году, садовод проводил опыты по выращиванию культурных плодовых деревьев, в первую очередь яблонь, в стелющейся форме.

Высота таких деревьев едва достигает полуметра, а ветви стелются по земле. Таким образом, зимой деревья не обмерзают, под снегом пережидая морозы, а летом плодоносят и яблони, и груши, и абрикосы, и сливы. Старожилы рассказывали, что снега раньше зимой выпадало столько, что он высокой шапкой закрывал деревья. И люди по образовавшемуся насту ходили на лыжах. С наступлением тепла сходил снег, и деревья весной радовали своим цветением, а летом и осенью — урожаем.

Словом, опыты удались. Правда, долгое время руководил ими Всеволод Михайлович издалека. В 1905 году ему пришлось покинуть Красноярск: за участие в революционной деятельности ему грозил арест. И он растил свой сад “по переписке” до 1915 года, а затем вернулся в наш город, чтобы уже навсегда связать свою жизнь со своим детищем.

После революции Крутовский, обеспокоенный судьбой сада, предложил передать его областной зональной опытной станции. Сад превратился в Лалетинский филиал станции, руководителем которой был назначен Всеволод Михайлович. Таким образом удалось сохранить сад в то непростое время.

— Обычно в 20—30 лет яблони дают самые высокие урожаи, — рассказывает Наталья Моксина. — В саду Крутовского в период наиболее высокого плодоношения деревья вступили в 40-е годы. С одной яблони могли собирать до 300 килограммов плодов. И Всеволод Михайлович снабжал яблоками военные госпитали.

В саду были выращены плодовые деревья из разных уголков России и зарубежья: уссурийская груша, американская слива, монгольская вишня, яблони Ся-о-Ли из Северного Китая, скороспелка псковская… Занимался Крутовский и селекционной работой. Им были выведены новые сорта и ранеток, и крупноплодных сортов яблонь, и груш, и слив.

В 1980-е годы сад остался практически бесхозным. Он не охранялся, чем воспользовались жители, которые не только собирали урожай, но и выкапывали, уничтожали деревья. И когда Сибирскому технологическому университету был передан сад, он был в удручающем состоянии. Его восстановление велось под руководством доктора сельскохозяйственных наук, профессора Риммы Матвеевой. Определяли сорта яблонь, груш, других деревьев, начали заниматься их размножением. Трудности были в том, что документы о происхождении сада, о растущих в нем деревьях не сохранились. Вообще, сведения о селекционных работах должны передаваться из поколения в поколение. Но, говорят, все официальные отчёты сгорели, как, впрочем, и монография Крутовского: он сам её сжёг, когда узнал, что её начали редактировать… Так что восстанавливать сад, определяя сорта деревьев, было очень непросто. Сегодня сад — одна из достопримечательностей Красноярска. Подобного ему нет в России.

Вокруг старины всегда рождаются легенды. Не обходится без них и сад Крутовского. Всеволод Михайлович был из семьи золотопромышленников. И, судя по описям, у жены было немало драгоценностей. Но самих украшений никто после смерти супругов Крутовских не видел. Ходили слухи, что драгоценности спрятаны на территории сада. Его же сотрудники считают, что настоящее сокровище — это уникальный сад. “Маленький рай в сибирской пустыне” — так назвал его американский учёный Гансен.

Интересно

Уход за яблонями, выращиваемыми в стелющейся форме, трудоёмкий. Нужно не только проводить привычную работу — рыхлить под деревьями землю, удобрять, поливать, но и ухаживать за кроной, чтобы она росла вширь. Для этого ветки пришпиливают колышками к земле. А побеги, которые растут вверх, обрезают. Если этой работы не проводить, со временем деревья вновь устремятся ввысь — как предназначено природой.

Коллекция сада:

— 253 вида интродуцентов (растения, переселённые в местность, где они раньше не росли);

— 39 крупноплодных сортов яблонь различных эколого-географических зон. Из них 256 деревьев в стланцевой форме 1904—1937 годов посадки.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА