Проспект культуры

Игорь Полесицкий: «Главное – заставить людей плакать»

На красноярскую сцену Игорь Полесицкий вышел впервые только в этом году

Игорь Полесицкий: «Главное – заставить людей плакать»

Итальянца с русскими, а точнее советскими корнями Игоря Полесицкого можно назвать крёстным отцом знакового события культурной жизни Красноярска – Международного музыкального фестиваля «Азия – Сибирь – Европа». Именно он два десятка лет назад познакомил музыкантов Красноярского камерного оркестра с замечательным дирижером Пьеро Беллуджи из Флоренции. Знакомство переросло в многолетнюю дружбу и сотрудничество. С совместных концертов итальянских и сибирских артистов и начался фестиваль, который изначально назывался «Сибирь – Италия».

Фестивалю уже восемнадцать лет, но на красноярскую сцену Игорь Полесицкий вышел впервые только в этом году. Он привез на музыкальный форум свой коллектив – «Klezmerata Fiorentina». Квартет - скрипка, кларнет, аккордеон, контрабас - состоит из академических музыкантов одного из главных оперных и симфонических оркестров Италии — Maggio Musicale Fiorentino. Сам Игорь Полесицкий занимает там пост концертмейстера альтов. Но Klezmerata Fiorentina не играет академическую музыку, в основе её репертуара традиционная музыка восточноевропейских евреев. Красноярцы впервые услышали клезмерскую музыку в аутентичном исполнении.

-- Что же такое клезмерская музыка?

-- Это не совсем просто объяснить. На мой взгляд, клезмерская музыка не является народной. Тут я согласен с Бартоком, для которого народной музыкой была музыка крестьянства. Клезмерская же музыка – музыка исполнителей, профессионалов. Но в тоже время трудно назвать имена её авторов, кто написал все эти пьесы неизвестно, никто никогда их не записывал. Клезмеры – особая каста, клан. У них даже был собственный язык. Некоторые из них между собой разговаривали на особом музыкантском языке, и другие евреи в этот момент их не понимали.

В клезмерской музыке ритмы похожи на балканские: яркие, зажигательные. Но все же она отличается от музыки народов Восточной Европы. Клезмерская музыка связана с очень старой традицией, которая идет от синагогального пения – молитвы, речитатива. В синагоге все читается с определенной мелодикой, в определенных ладах. Эти лады используются и в клезмерской музыке, которая неразрывно связана с традиционными церемониями: свадьбой, обрезанием... Также зарабатывали клезмеры, играя для польских магнатов в их замках, поместьях. Даже у Чехова в «Вишневом саде» есть еврейский оркестр. Помните, Гаев говорит: «Это наш знаменитый еврейский оркестр». На что Раневская: «Его бы к нам зазвать как-нибудь, устроить вечерок». На таких танцах клезмеры, конечно, не играли еврейскую музыку, а различные котильоны, вальсы… Но играли по-еврейски, потому что по-другому клезмеры не умели.

- А где учились клезмеры?

-- Секреты мастерства передавались из поколения в поколение, у известных клезмеров были ученики. Обучение клезмеров занятие непростое. Клезмерская музыка – не набор тех или иных сочинений, а способ игры и особая интонация, которая тесно связано с языком, речью евреев. В нашем языке существует выражение неопределенности. На вопрос «Почему?» мы можем ответить «Почему нет?» В еврейской интонации нет ответа. И это все должно передаваться в музыке.

Моя бабушка не была скрипачкой, но учила меня играть на скрипке. Она говорила: «Если играешь нашу музыку, ты не должен петь, петь надо в опере. Скрипка должна разговаривать». То есть играть нужно так, словно ты произносишь слова. В то же время в клезмерской музыке не было песен. На свадьбу приглашался бадхен – тамада, который вел церемонию, он также мог спеть какие-то куплеты. А клезмеры, которых он нанимал, только играли на инструментах.

- Какие секреты еще раскрыла Вам бабушка?

  • «Если ты артист, который умеет не просто играть, а разговаривать, тогда это правильно», - говорила она. Главное для клезмера – заставить людей плакать, за это платили деньги, а не за танцы. Если бабушке не нравилось, как я играл, она говорила: «Не так!» «Но я играю то, что ты поешь», - отвечал я. Потом понял, что она поет фальшиво. Точнее мне казалось это фальшивым. Я пробовал сыграть в точности, как она пела, и слышал в ответ: «Теперь правильно!» Позже понял, что дело в особом интонировании. В арабской, турецкой, персидской и другой восточной музыке (еврейская тоже относится к ней) есть четверть тона. В западной же традиции существует только полтона, поэтому когда мы слышим четверть тона, нам кажется это фальшивым. Люди же, воспитанные в восточной музыкальной традиции, воспринимают все иначе.

С музыкой у евреев особые отношения были всегда. Долгое время она была для них единственно доступным видом искусства. Изобразительное искусство практически запрещалось еврейскими законами. С архитектурой, у народа, который постоянно был вынужден убегать, бросая свои дома, тоже не сложилось. Художественная литература появилась только в конце 19 века на идиш. До этого литература – и это огромный пласт - имела сугубо философско-религиозный характер. Единственным духовным выражением народа до определенного времени была музыка.

-- Клезмерскую музыку можно назвать светской?

-- У евреев нельзя сказать, что светское, а что духовное. Изначально раввины и религиозные евреи не очень хорошо относились к клезмерской музыке. Клезмера пускали только на свадьбу. Но с развитием хасидизма, когда стала проповедоваться идея радости Божьей и молитва стала экстазом, религии понадобилась музыка: евреи стали петь хором, вместе танцевать.

Разъединение же религиозного и светского произошло, когда началась хаскала – движение еврейского просвещения. А именно с дедушки композитора Мендельсона. Его дед Моисей Мендельсон был очень ученый религиозный еврей пришел к выводу, что его соплеменникам нужно учить немецкий язык, стать гражданами Германии еврейской религии. С точки зрения традиции это ни к чему хорошему не привело. Отход от закрытой еврейской культуры стал посылом к тому, что евреи стали обращаться в иную веру. Как известно, внук-композитор принял христианство… Так началось отделение еврейства от традиционной религии. Эти процессы шли и в России.

- Правильно ли я понимаю, что клезмерская музыка исчезла как жанр после Второй мировой войны, во время которой нацисты истребляли еврейский народ и его культуру, а ее возрождение началось в Америке?

-- Да. Но клезмерская музыка стала сходить на нет намного раньше, на рубеже XIX – XX веков. И причиной этого стали… консерватории. Самые талантливые еврейские музыканты отказывались от клезмерских традиций и получали образование в консерваториях, которые, кстати, открыли тоже евреи – братья Рубинштейны, семья Гнесиных… Люди, которые сегодня считаются основателями русской классической музыкальной школы, как правило, были из клезмерских кланов, но тщательно скрывали это. Дело в том, что слово «клезмер» в те времена было чуть ли не ругательством. Клезмеры приравнивались к уличным музыкантам, хотя таковыми не являлись. Они были очень востребованы и почитаемы, но человек из богатой, образованной семьи никогда бы не отдал дочку замуж за клезмера. Клезмерский заработок был нестабильным, зависел от того, как, сколько и у кого музыкант играет. Его положение, конечно, нельзя было сравнить с положением профессора консерватории.

Движение клезмерского ренессанса началось в Америке. Это случилась в 70-х годах XX века. В Нью-Йорке, Бостоне вдруг стали играть еврейскую музыку, которую снимали со старых пластинок. Еще был жив Дэйв Таррас, знаменитый кларнетист, король клезмеров. Он приехал в США в начале 20 века и сразу стал звездой. Тогда еврейские музыканты играли в больших танцевальных холлах восточно-европейскую музыку с еврейским уклоном. Постепенно музыканты-клезмеры перешли в другие музыкальные направления и жанры. Клезмерская музыка серьезно повлияла на американский джаз, мюзикл…

- Почему музыка в стиле клезмер так популярна сегодня во всем мире?

  • В ней помимо зажигательных ритмов есть некая сентиментальность, которая понятна и близка всем. Например, никто кроме меня из нашего квартета не имеет отношения к еврейству. Трое музыкантов «Клезмераты» – итальянцы, тем не менее, за эти годы они стали выдающимися клезмерами.

Для меня же в клезмерской музыке есть очень важная вещь – часть души моего народа. У нас мистический менталитет. У евреев существует такое понятие «шехина» - женское начало Бога, которое находится с нами на земле… Нечто подобное я чувствую и в клезмерских мелодиях – ощущение присутствия Всевышнего здесь и сейчас.

В тему

В основе программ «Klezmerata Fiorentina» – старинные еврейские инструментальные мелодии, записанные между мировыми войнами в этнографических экспедициях по Украине советским музыковедом Моисеем Береговским.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА