Новости

Красноярск посетила итальянский антрополог Стефания Дзини

Антрополог и кинодокументалист Стефания Дзини рассказала красноярцам о своих путешествиях по России.

Красноярск посетила итальянский антрополог Стефания Дзини

Есть люди, встречи с которыми переворачивают сознание, — настолько непостижимо для обычного человека то, что они делают. Хрупкая филолог-славист Стефания Дзини (родом из итальянского Милана) избороздила на машине ЗИЛ весь Север, начала серьёзно заниматься антропологией и кинодокументалистикой. На прошлой неделе посетила Красноярск и рассказала горожанам о своих экспедициях в рамках кинофестиваля “Путешествие по России — 2019”. Встреча произошла в Доме кино.

— Возможно, я родилась путешественницей, — так начала она рассказ о себе. — С раннего возраста могла часами стоять на балконе и смотреть, как проносятся в небе самолёты. Думала, что когда-нибудь и я на них полечу.

Русскую культуру и историю Стефания полюбила ещё в университете, а получив диплом, приехала в Россию работать и со временем начала считать нашу страну своей второй родиной.

Мечты сбываются

На встрече с красноярцами Стефания подробно рассказала о кругосветном путешествии на автомобилях ЗИЛ, которое она с командой единомышленников совершила около 20 лет назад. На территории России его самой восточной точкой стало село Уэлен в Чукотском автономном округе, а самой западной — город Калининград.

— Когда я поняла, какая большая страна Россия, я начала по ней ездить на автомобиле, — вспоминает Стефания. — У меня тогда был джип: мощный, экспедиционный вариант, и я сначала думала добраться на нём и до Крайнего Севера. Нашла на карте Уэлен и решила, что непременно хочу там оказаться. Мне предлагали другие, уже отработанные маршруты, с возможностью прыгнуть с парашютом на Северном полюсе. Но я сказала: “Мне это не нужно, хочу в Уэлен”. Наверное, это было безумие молодости. (Смеётся.) Когда стало ясно, что меня не отговорить, мы принялись изучать, как добраться туда на машине и годится ли для этого мой джип. Потому что асфальт в определённый момент заканчивается, начинаются зимники, а дальше и они исчезают: приходится ехать по целине.

Какое-то время ушло на подготовку, знакомство с водителями северных районов, которые могли оценить ситуацию объективно. Стало понятно — нужен грузовик. Стефания и представители бюро путешествий стали обращаться на разные заводы, но везде слышали отказы. В конце концов удалось выйти на руководство завода имени Лихачёва, и там согласились дать не одну, а три машины. Две оборудовали как жилые помещения, а в третью поместили запчасти и резервный двигатель. А ещё директор легендарного предприятия усилил состав экспедиции своими водителями и инженерами. Стефания была в команде единственной женщиной.

— Мы красиво стартовали от Красной площади, — Стефания и сейчас, спустя много лет, говорит об этом с воодушевлением. — Сначала первая машина, техническая, затем “жилые”. На дворе было начало февраля, и нас поджимало время. До Уэлена нужно было добраться за два — максимум два с половиной месяца, пока стоял твёрдый лёд.

Ароматы дизеля и Шанель

Пока ехали по асфальтированным дорогам, всё было понятно, к тому же сотрудники Госавтоинспекции консультировали. Когда пошло бездорожье, стало сложнее. И усталость уже подкралась — оттого, что нужно всё время что-то преодолевать, из-за спартанских бытовых условий и из-за того, что команда с семи человек увеличилась до двенадцати: в Якутске присоединились журналисты. Время от времени возникало напряжение, а как-то даже случился конфликт между Стефанией и ещё одним участником экспедиции. Они, правда, быстро помирились и до сих пор дружат.

По целине грузовики шли медленно — случалось, что за день преодолевали всего десять километров, подолгу стояли, пережидая метель. Не все оказались готовы к таким испытания, в конце пути некоторые участники плакали, выбившись из сил.

Чтобы поднять дух, путешественники придумали легенду: якобы у них живёт призрачная кошечка, с которой они играют и разговаривают. На одной из станций животное-невидимка “материализовалось”: у хозяйки гостиницы, где команда останавливалась на ночлег, было двадцать кошек, и одну она отдала постояльцам — с тяжёлым, правда, сердцем, ведь они направлялись на Крайний Север. Был момент, когда оставалась последняя банка тушёнки. Её открыли и накормили кошку, а сами терпели до следующей остановки. Эту кошечку Стефания потом привезла в Москву, и она прожила у неё 18 лет.

Когда экспедиция прибыла в Уэлен, это был настоящий праздник! Журналисты доставили из Москвы огромную бутылку шампанского, а Стефании персонально передали флакон её любимых духов “Шанель № 5”.

— Женщина должна оставаться женщиной в любых условиях — это кредо экстремальной путешественницы. — В экспедицию я взяла с собой косметичку и духи “Шанель № 5”, которые в пути закончились. Перед последней точкой цивилизации, где ещё была телефонная связь, я позвонила в Москву знакомому, который помогал нам организовывать путешествие, и попросила при первой возможности отправить мне духи, чтобы от меня пахло не только бензином и полевой кухней. А он, человек, привыкший мыслить категориями “тонны”, “килограммы”, “центнеры”, уточнил: “Сколько нужно литров?”

На ЗИЛах по Бродвею

Дальше ЗИЛы через Владивосток были отправлены в Америку. Путешественники, переведя дух, прибыли в США и снова сели за баранку. Стефания, кстати, перед кругосветкой получила права на управление грузовиком: её не устраивало быть просто пассажиром.

— Ехать по США было сложнее, чем по России, — сравнивает два государства Стефания. — В России ты борешься с природной стихией, а в Америке очень строгие правила, и в каждом штате свои законы. ЗИЛы с их выхлопными газами не очень соответствовали экологическим стандартам. Приходилось договариваться, брать разрешения. В Нью-Йорке, на Бродвее, наши грузовики увидели русские, которые там живут. И не поверили своим глазам. Начали сигналить. Мы остановились, поприветствовали друг друга — и это тоже стало запомнившимся событием.

Из Нью-Йорка путь лежал в Европу. Машины переправили отдельно, а экспедиция вылетела туда на самолёте. По дороге в Россию Стефания и её друзья на ЗИЛах заехали к ней на родину, в Милан, а потом через Калининград команда вернулась в Москву.

Уроки Севера

Эта экспедиция привила Стефании любовь к Северу, и особенно к Чукотке, на всю жизнь. Захотелось вернуться туда летом и побывать среди первозданной природы, какой нет, наверное, больше нигде на земном шаре. Всё получилось, и даже не раз. Наша героиня хорошо изучила традиции сурового края, перепробовала северные деликатесы (оленину и мясо моржей) и отсняла на фото и видео красоту мест, куда редко ступает нога человека. А ещё итальянка усвоила для себя в ледяной пустыне два важных урока.

— Я поняла, что значит работать в команде, — делится она. — Надо принимать людей, которые от тебя отличаются, такими, какие они есть. Нельзя доводить ситуации до крайности. Главное — чтобы все вернулись домой живы и здоровы. Другая вещь, которой научил Север, — понимание, что человек по отношению к природе маленькая крупинка, и он ни в коем случае не должен себя выше природы ставить. Если погода портится и как бы подсказывает, что не надо чего-то делать, к этому стоит прислушаться и не идти наперекор.

Нюанс

Стефании Дзини очень понравился Красноярск: особенно заповедник “Столбы” и проспект Мира. Экскурсионная программа, которую для неё организовали, была насыщенной, но выносливых физически и сильных духом людей этим не напугаешь.

В тему

Фестиваль “Путешествие по России” проходит в Красноярске ежегодно на базе учреждения “Енисей кино”. Такие события знакомят зрителей с немассовыми, элитарными фильмами определённой тематики, которые в Интернете просто так не найти. Так, год назад, когда отмечалось столетие заповедной системы, на фестивале показывали уникальные ленты об охраняемых природных зонах. А сейчас одна из популярных тем — русская Арктика и Антарктика.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА