Новости

В музейном центре “Площадь Мира” проходит выставка “История российского дизайна 1917—2017”

На выставке представлены лучшие образцы отечественного дизайна.

В музейном центре “Площадь Мира” проходит выставка “История российского дизайна 1917—2017”

Неваляшка, фарфоровый сервиз, олимпийский факел — что общего между этими предметами? Все они по-своему символы ушедшего столетия. В музейном центре “Площадь Мира” открылась выставка “История российского дизайна 1917—2017”. Здесь можно увидеть лучшие образцы отечественного дизайна трёх основных его периодов: конструктивизма, советский дизайна и современности.

Экскурсию для “Городских новостей” провела куратор выставки, заместитель директора Московского музея дизайна, историк искусства Ольга Дружинина. Как поясняет эксперт, дизайн — область, которая очень быстро реагирует на какие-то социальные, политические, экономические изменения в обществе. Каждый экспонат уникален своим историческим контекстом. Изменения в устройстве страны показаны через объекты материальной культуры, при этом многие идеи так и остались концепцией.

— Почему 1917 год мы считаем началом? — задаётся вопросом Ольга Дружинина. — Произошла революция, возникла потребность в новой материальной культуре. Художники-авангардисты, чьё течение зародилось ещё раньше, испытывали к советской власти симпатию, они первые поддержали идеи нового государства. Авангард — это стартовая точка для зарождения отечественного дизайна. Почему экспозиция начинается именно с книг? В 1919 году был принят декрет о ликвидации безграмотности. В этот период меняется отношение к книгам, больше внимания уделяется их оформлению.

На смену дореволюционным вычурным шрифтам приходит строгость и лаконичность, основными цветами становятся красный, белый, чёрный. В оформлении книг, журналов, плакатов используются резкие контрасты, очень популярен фотомонтаж. Стилем времени стал конструктивистский дизайн.

Пропаганда новых ценностей окружала человека везде, даже в быту. Один из ярких примеров — агитационный фарфор. Первым предприятием, которое стало его выпускать, стал Императорский фарфоровый завод, который после революции был переименован в государственный. Производство выполняло новые задачи: продукция должна была не столько украшать обстановку, сколько воспитывать и прививать ценности революционного государства. Вместо изящных узоров и цветов посуду стали оформлять серпами, молотами, звёздами, изображениями Ленина и другими символами революции.

Не менее интересен агитационный текстиль. В рисунках тканей отражены политические и экономические процессы, происходившие в стране в эти годы. На сатиновых платьях могли быть изображены вождь мирового пролетариата, сюжеты на тему коллективизации и индустриализации.

Сервиз, выполненный по эскизам художника-авангардиста Казимира Малевича, необычен и в использовании явно неудобен. Но это яркий пример супрематизма — отказа от напыщенных форм в пользу простых. Сервиз белый, и в этом тоже свой смысл. Почему традиционные формы чашек автор заменил на полусферы? Есть такая история-легенда, что кто-то из гостей художника перед визитом говорил: “Мы ненадолго, всего на полчашки чая”. Так, по слухам, и родилась идея половины чашечки.

Важным событием для развития отечественного дизайна стал Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, состоявшийся в 1957 году. Впервые в страну приехало такое количество иностранцев, которые познакомили нас с иной культурой, модой, обычаями.

— Обратите внимание, что до 1987 года, когда был создан совет дизайнеров, слово “дизайн” в нашей стране официально не употреблялось, — говорит эксперт. — Оно считалось слишком буржуазным. Профессионалы использовали термины “художественное конструирование” и “техническая эстетика”.

Тема покорения космоса стала одним из главных источников вдохновения для дизайнеров в 1960-х годах. Запуск первого искусственного спутника Земли, ракета, Белка и Стрелка, Юрий Гагарин — эти события, символы и герои отразились и в промышленном, и в графическом дизайне. Космическая тема была во всём — от упаковки конфет до бытовой техники.

Самые прогрессивные изменения в развитии дизайна происходили в области машиностроения. На выставке представлен макет “концептуального такси”. В 60-х годах прошлого века специалисты задумались, что условия работы автомобиля такси отличаются от условий обычной легковушки. Так был создан проект “Перспективное такси” — отечественный “минивэн”. Он отличался не только повышенной вместимостью, но и комфортом и маневренностью. Автомобиль был оснащён раздвижными дверями, предполагалась отдельная кабина водителя, система кондиционирования и по техническим характеристикам он был для своего времени действительно “машиной будущего”. Но это интересное решение было изготовлено лишь в двух образцах. В массовое производство автомобиль так и не запустили — предприятия не были готовы к таким экспериментам.

Один из символов эпохи, без которого крайне сложно было обойтись советским женщинам в быту, — швейная машинка. На выставке представлена модель “Тула”.

— В Советском Союзе очень долго не было массового пошива одежды, — рассказывает экскурсовод. — Швейные машинки были во многих домах. “Тула” из-за своей доступности обошла по популярности “Зингер”.

Любопытно познакомиться с плакатами советского периода и логотипами торговых марок. Многие идеи, элементы, цветовые сочетания активно используются современными дизайнерами.

Молодых людей наверняка удивит домашний телерадиокомплекс “СФИНКС”. Выглядит вполне современно. Этот проект разработан художниками-конструкторами ещё в 1986 году. Такой техникой планировалась оснастить дома советских людей к 2000 году. Это прототип современных систем “умный дом”. Проект предполагал использование технических решений, проходивших в то время экспериментальные лабораторные исследования. Однако он остался лишь на стадии создания макета.

Современный дизайн представлен на выставке развивающими детскими игрушками, часами, фильтром для воды, олимпийской символикой и другими экспонатами. И, как и сто лет назад, в предметах быта также отражено своё время.

Выставка отечественного дизайна будет работать в музейном центре до марта 2020 года.

НЮАНС

Выставка представлена Московским музеем дизайна. Экспонаты отражают три основных периода минувшего столетия. Это конструктивизм (1917-й — начало 1930-х), развитие системы советского дизайна (1950—1980) и современность (1990—2017).

АКЦЕНТ

Советские дизайнеры в своих проектах часто опережали время и практику. В 1962 году был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, призванный создать государственную систему дизайна. Специалисты занимались разработкой и внедрением методов художественного конструирования, определяли требования к внешнему виду изделий. Главный офис института находился в Москве, а в крупных городах работали филиалы. К сожалению, многие интересные проекты советских дизайнеров так и остались концепцией. А после распада Советского Союза государственная система дизайна и вовсе разрушилась.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА