Актуально

Эксперты предлагают узаконить понятие “педагогическая тайна”

Правительство предложило обязать педагогов хранить в тайне информацию об особенностях развития детей.

Эксперты предлагают узаконить понятие “педагогическая тайна”

“А с сыном вам надо быть ещё строже. Очевидно же, что у него какие-то отклонения: бегает по классу, орёт, к другим лезет — врачу покажите, что ли! Ему с нормальными детьми нельзя общаться!”. В восьмидесятых-девяностых годах такая реплика классного руководителя на родительском собрании, возможно, и обидела бы маму непоседы, но вряд ли кого-то шокировала. А публичное обсуждение оценок, поведения, успехов и провалов вообще считалось нормой. Родители отличников из класса выходили с гордостью, двоечников — поначалу смущались, а потом привыкали.

В новом тысячелетии психологические подходы в образовании кардинально изменились. Сегодня в приоритете индивидуальная работа с каждым ребёнком и тактичность со стороны педагогов. Не у всех учителей этому получается следовать, не всегда адекватно ведут себя родители, но то, что дети признаются взрослыми как личность, — очевидно.

Обязать педагогов хранить в тайне информацию об особенностях развития детей — такое предложение было озвучено рабочей группой правительственного координационного совета по проведению Десятилетия детства, сообщили федеральные СМИ. Тема сразу вызвала живое обсуждение и в педагогическом, и в родительском сообществе. Инициатор предложения Татьяна Батышева, главный внештатный специалист по детской реабилитации Министерства здравоохранения РФ, подчеркнула, что вопрос особенно актуален на фоне развития инклюзивного образования. По мнению экспертов, педагогическая тайна — понятие, аналогичное врачебной тайне. Предполагается, что это станет запретом на разглашение учителями и воспитателями информации о диагнозах и особенностях ребёнка.

На своей личной странице в соцсетях Татьяна Тимофеевна приглашает к обсуждению темы, как “педагогическая тайна” может защитить ребёнка. “Я уверена, что есть вещи, которые учитель должен знать о ребёнке, но при этом обязательно хранить их в секрете, — отмечает эксперт. — Однако бывают случаи, когда родители опасаются давать педагогу такую информацию. К огромному сожалению, они видят реальные ситуации, когда педагоги некорректно используют эти сведения”. Речь идёт в первую очередь о здоровье, но в родительских обсуждениях звучат мнения, что педагогическая тайна должна распространяться на разные сферы — семейные ситуации, успеваемость и прочее.

— В начальной школе наша учитель сразу сказала: оценки, поведение на родительских собраниях не обсуждаем, — говорит Анастасия Никонова, мама шестиклассницы. — Педагог публично никого не критиковала, но и не хвалила. Обсуждали только оргвопросы: питание, подготовку к мероприятиям и общие ситуации — например, проблему с дисциплиной в классе в целом. В средних же классах учитель на собраниях говорит об оценках и поведении детей. И хотя я в числе родителей, чьих детей хвалят, мне не нравится, когда обсуждение публичное. Я понимаю, что неприятно, когда ребёнка при всех критикуют.

Ирина Перевалова, директор лицея № 7, убеждена, что понятию “педагогическая тайна” учитель должен следовать априори.

— Не думаю, что есть необходимость вводить дополнительные ограничения, — говорит директор лицея. — Тактичность и деликатность — это обязательные качества педагога.

Публичного озвучивания медицинских диагнозов и семейных ситуаций ученика профессионал себе не позволит. Как поясняет Ирина Дмитриевна, сегодня учителя уже уходят и от того, чтобы обсуждать на родительских собраниях успеваемость и поведение учеников. В лицее все подобные вопросы решают индивидуально с семьями. На родительских собраниях обсуждаются общие организационные вопросы, касающиеся жизни класса и школы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА