Проспект культуры

"Слушать сердце, а не телевизор". Евгений ИБРАГИМОВ о жизни, сказке и театре

Интервью с главным режиссёром Красноярского театра кукол Евгением Ибрагимовым.

"Слушать сердце, а не телевизор". Евгений ИБРАГИМОВ о жизни, сказке и театре

Смотреть, как он работает — репетирует, — особое удовольствие. Это не просто театр в театре, тайная жизнь закулисья, технологический процесс, это — магия, которую трудно объяснить, логически разложить по полочкам. Впрочем, как утверждает главный режиссёр Красноярского театра кукол Евгений Ибрагимов, в его театре главное — чувства. Всё, что он делает, — по велению сердца. И старается научить так работать всех остальных.

Главным режиссёром Красноярского театра кукол Евгений Ибрагимов стал год назад. За это время выпустил два спектакля — “Побег” и постановку, которая увидела свет в минувшем декабре — “Деликатесы”. Истории вроде бы разные. Первая по пьесе начала ХХ века украинского драматурга Миколы Кулиша о революции, новой власти, уничтожающей ни в чём не повинных людей. “Деликатесы” — история вне времени и пространства, там нет слов, нет единой сюжетной линии, есть много пластики и музыки. Разные эпизоды из жизни людей-марионеток, словно бусины, нанизаны на нить. Но такие разные спектакли схожи: они получились настолько пронзительными, что даже когда смеёшься, тебя не отпускает чувство трагедии. Возникает ощущение, словно стоишь на краю пропасти. Смеёшься, плачешь, любишь, ненавидишь, мечтаешь, надеешься — но всё это делаешь на краю пропасти…

— Почему премьерный спектакль Вы назвали “Деликатесы”?

— Потому что “Деликатесы” звучит вкусно и красиво, музыкально. Конечно, у каждого свои деликатесы в жизни. Мои “Деликатесы” не про желудок, а про сердце. Есть несколько сюжетных линий в спектакле. О толерантности, например. Странная какая-то происходит штука в мире. Нам постоянно вещают с экранов телевизоров о каких-то чужаках, пытаются поссорить людей между собой. Но мы все — люди, почему же не принимаем, гоним других? Уверен, что сегодня нужно слушать сердце, а не телевизор. Всё прекрасное — от сердца. Разум — хороший инструмент, но абсолютно неизведанный, иногда — опасный. Именно сердце в первую очередь реагирует на что-то: сжимается от жалости, радуется за кого-то. Человек рождён для счастья — в этом заключается главная мысль спектакля. По сюжету смерть вмешивается в жизнь людей: раз, второй, третий, но ни разу не одерживает победу. Конечно, в жизни не всегда так заканчивается, но мы же в театре!

— Над спектаклем работали столько людей из разных городов и стран…

— Это команда давнишняя, мой верный экипаж. Да, я — режиссёр. Но, если бы ребят не было, что бы я сделал без композитора, художника по свету, художника по костюмам, хореографа?.. Один мощный человек — хорошо, но коллективная энергия работает в сто раз сильнее.

— Евгений Николаевич, две Ваши постановки для взрослых. Детские истории будут?

— Конечно, будут. Но хочу сказать, представление о театре кукол как в первую очередь о детском театре — неверное. В Европе детям показывали кукольное представление только раз в год — на Рождество, историю про рождение Христа. В другое же время, как только кукольники заходили в город или село, ребятишек прятали. Кукольный театр воспринимался обычными людьми как волшебство, которое с одной стороны — пугало, с другой — притягивало. Считалось, что кукольники, которые умели оживлять неживое, имели связь с потусторонними силами. По сути, они конкурировали с богом или духами, если говорить о язычестве. Само слово “марионетка” происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию. Их часто называли уменьшительным вариантом имени Мария — марионетка.

— Наверняка у Вас есть и были предложения от других театров, почему остановили свой выбор на Красноярске?

— Мне предлагали Питер и Москву. Я люблю туда приезжать, но постоянно там жить и работать мне трудно. Например, одна московская артистка мне говорит: я могу только по четвергам репетировать, в остальное время — занята, снимаюсь в кино. Я так работать не готов и не буду. В Красноярске же такой ситуации быть не может, артисты приходят на репетицию, когда скажу. Выгода? Выгода.

А если серьёзно, Красноярск — очень важный для меня город. Я ведь здесь стартовал в большую профессиональную жизнь, когда привёз сюда спектакль из Абакана. История замечательная. В Абаканский театр кукол, где я работал, прислали факс — приглашение на фестиваль в Красноярск. Я говорю своим: “Слушайте, у нас же есть новый спектакль — поехали?” Слышу в ответ: “Так директора театра на месте нет, а бухгалтерия без его разрешения денег на дорогу не даст”. “Ну и что, — отвечаю. — Автобус во дворе стоит, сели и поехали”. Выяснилось, что бензина нет. Решили занять денег на бензин. К тому же артистка вспомнила, что её сестра, которая живёт в Красноярске, уехала в Германию, и в нашем распоряжении свободная трёхкомнатная квартира, где мы можем спокойно поселиться. В общем, заявились в Красноярск. И неожиданно, в первую очередь для себя, получили Гран-при за спектакль “Старик и Волчица” по мотивам черкесской сказки. Следующий спектакль играли уже в Праге, на всемирном фестивале. Так что старт был хороший.

Потом в Красноярске же случился серьёзный прокол. Через несколько лет после триумфа приехал делать “Сказки старого аула”. Спектакль вышел и… меня буквально съели, распяли за него, обвинив в экстремизме, шовинизме и так далее. Спектакль прожил недолго, его сняли. А это была всего лишь безобидная черкесская сказка про кота и мышей…

— В Чехии, где сегодня Ваш дом, много ставите?

— Выборочно. Делаю только то, что мне интересно. Я живу сейчас на юге Чехии. Мы с семьёй — женой, сыном и дочкой — перебрались в очень красивую деревню, которая напоминает моё родное село. В переводе с черкесского название села, где я родился, звучит как Старая вода. А в Чехии я нашёл себе деревню, которая называется Добрая вода. И ландшафт там такой же, как на родине, — предгорье. Чувствую себя как дома. Мы долго искали это место. Казённые квартиры, в которых жили, конечно, были хороши, но эти инвентарные номера на мебели и технике… А здесь всё своё. Я не беспокоюсь за своих детей: пришли из школы, уроки сделали, пошли куда-то босиком… Человек должен жить там, где красиво, глазу приятно, люди здороваются, улыбаются. В своей деревне я поставил спектакль для односельчан. Театром стала местная пожарка. Пришли пожарные на премьеру, с удовольствием посмотрели сказку на русском языке. Всё, кстати, поняли.

— Черкесская сказка появится в Красноярске?

— Обязательно. Я ведь обещал своей тёте, что наши черкесские сказки увидит весь мир. А у нас мужик сказал — мужик сделал. Кстати, сказку “Старик и Волчица” я поставил в двенадцати странах. У меня есть мечта — сделать постановки сказок и легенд народов, у которых нет своих территорий.

— В чём заключается задача главного режиссёра театра как руководителя?

— Чтобы артистам было работать интересно. Для этого нужны хороший репертуар и хорошие режиссёры. Я не хочу, чтобы театр становился фабрикой, работающей по заданию. Это история не про меня. Для меня каждый спектакль как ребёнок. И процесс появления на свет всегда волнующий и сложный. Долгое время перед премьерами мне снился один и тот же сон про то, как я сажаю самолёт: мигают какие-то лампочки, полный борт пассажиров… Он повторялся часто, только недавно стало отпускать.

ДОСЬЕ

Евгений Ибрагимов, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии правительства России имени Ф. Волкова, лауреат премии “Золотой софит”, первый из режиссёров театра кукол лауреат премии имени К. Станиславского, неоднократный лауреат Национальной премии “Золотая Маска”, драматург, сценограф, педагог, кукольный мастер.

С 1988-го по 1993 год — актёр Карачаево-Черкесского русского драматического театра. В 1998 году окончил факультет театра кукол СПбГАТИ.

С 1998-го по 2006 года — главный режиссёр Хакасского театра кукол “Сказка”.

2006—2010 годы — главный режиссёр Эстонского кукольного и молодёжного театра в Таллинне.

С 2010-го по 2012 год — главный режиссёр Театра кукол в Ческе-Будеёвице в Чехии.

С 2019 года — главный режиссёр Красноярского театра кукол.

Также работает в Праге в кукольном театре “Под счастливой звездой”.

Сотрудничает с российскими и зарубежными театрами в качестве приглашённого режиссёра.

Ставил спектакли в театрах России, Эстонии, Чехии, Польши, Франции, Турции, Бельгии, Черногории, Сербии, Египта.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА