None

Только портрет и медальон

О судьбе пропавшего бойца стало известно только через 60 лет.

Только портрет и медальон

В семье Ларионовых сохранился только один снимок с изображением деда Матвея. Это фотография портрета, нарисованного неизвестным заезжим в деревню художником. Матвею Емельяновичу здесь примерно тридцать лет. То, как выглядел прадед, депутат Красноярского городского Совета Оксана Ларионова знает только по этому карандашному рисунку. Оксана Владимировна — героиня нашего проекта “Горжусь!”, где красноярцы рассказывают о своих родных — участниках Великой Отечественной войны.

— В детстве я часто проводила лето в деревне у бабушки с дедом, — рассказывает правнучка фронтовика. — В комнате над кроватью висел этот портрет Матвея Емельяновича. Конечно, мне много рассказывали о прадеде, мы считали его пропавшим без вести.

Матвей Ларионов родился в 1905 году, жил с семьёй в селе Вершино-Рыбном Партизанского района. Оттуда и был призван на фронт. Воевал в звании рядового под Смоленском. Осенью1941-го родные получили письмо, где говорилось, что боец пропал без вести. Ни похоронки, ни каких-то других документов больше не приходило.

Жена фронтовика растила сына и дочь одна. Дед Оксаны Владимировны — Иван Матвеевич — после ухода отца на фронт заменил его на полевых работах. Ребёнком трудился наравне со взрослыми. Вырос и остался жить в родной деревне. Известие об отце неожиданно получил в 2000 году. Поисковики отряда “Обелиск” города Десногорска Смоленской области обнаружили останки погибших бойцов.

Найти сохранившийся медальон спустя столько десятилетий — большая редкость.

— Дед Матвей так крепко завернул капсулу, что за шестьдесят лет в неё не попали ни вода, ни воздух, — говорит Оксана Владимировна. — Бумажный вкладыш хорошо прочитывался. После экспертизы его передали нам. Листок уже ветхий и хрупкий, пришлось его заламинировать.

А вот записи сослуживца Ивана Васильевича Гуськова сохранились хуже. Содержание вкладыша медальона расшифровывали специалисты экспертно-криминалистического отдела МВД РФ Москвы.

Останки Матвея Ларионова и Ивана Гуськова были с почестями захоронены на Кургане Славы рядом с Десногорском. На церемонию смог приехать отец Оксаны Ларионовой. Там Владимир Иванович получил личные вещи погибшего деда — каску, ложку, — семья передала их потом в музей вершино-рыбинской школы.

— Как хорошо, что в своё время я забрала медальон и фотографию. Тот деревенский дом, где жил прадед, где часто бывала я, настоящее родовое гнездо, — не сохранился, — говорит Оксана Ларионова. — Бабушка переехала жить к дочери в Партизанское и оставила дом. Он по случайности сгорел. Когда мы приехали туда, не могла без слёз смотреть на пепелище — столько воспоминаний о детстве, связанных с этим местом. Всё сгорело, даже стайки, остались только роскошные бабушкины цветы-многолетники...

Акцент

Солдатский медальон — небольшой футляр с бумажным вкладышем. В записке указывались имя бойца, место его рождения, адрес семьи, группа крови. Медальон предназначался для идентификации человека в случае его ранения или гибели. Некоторые солдаты считали ношение капсулы при себе дурной приметой и выбрасывали её. В наше время медальоны с сохранившимися записями позволяют установить личность погибших бойцов и связаться с их родственниками.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА