Новости

Картошка от декабриста

Картошка от декабриста

Направляясь на каторгу к мужу, княгиня Екатерина Трубецкая побывала и в нашем городе. Это было в сентябре 1826 года. Трубецкая первой из жён декабристов выехала в Сибирь.

Родители поддержали решение дочери, снабдили деньгами, а отец выделил ей в сопровождение своего секретаря Карла Воше.

В пути Екатерина Ивановна сильно простудилась. Не доезжая до Красноярска, карета её сломалась, пришлось пересесть на перекладных почтовых лошадей. Воше не выдержал тяжёлой дороги, сославшись на болезнь, вернулся в Петербург.

Княгиня же переночевала в Красноярске в доме откупщика Голицына и продолжила свой путь.

Практически все декабристы и уехавшие к ним жёны прошли через наш город. По данным, полученным в Красноярском краеведческом музее, 32 участника восстания в разное время находились в Енисейской губернии, из них десять человек в Красноярске. Первым в местный гарнизон прибыл рядовым Михаил Пущин, лишённый чинов и дворянства. Прослужил четыре месяца и был направлен на Кавказ.

В разные годы в нашем городе жили декабристы Шаховский, братья Бобрищевы-Пушкины, Краснокутский, Фонвизин, Петин, Митьков, Спиридов, Давыдов. О последних трёх стоит рассказать особо — они оставили свой след в истории Красноярска.

Здание бывшего Дворянского собрания пустует и разрушается изнутри.

Михаил Митьков приехал к нам на поселение в 1836 году. Жил в доме мещанина Петрова в слободе Теребиловка. (Это современная Красная площадь и район комбайнового завода. Название возникло потому, что местные жители “теребили” прохожих на неосвещенных слободских улицах.) Затем построил поблизости свой дом, разбил парник и огород. Просил у брата помимо книг, газет и журналов присылать ему семена овощей и цветов. Оборудовал механическую мастерскую и метеоплощадку. Десять лет проводил метеорологические наблюдения. Уже после смерти декабриста исследования вошли в специальный “Свод наблюдений” и климатологический атлас, были разосланы всем обсерваториям и стали достоянием мировой геофизики. Последние два года жизни Михаила Митькова были мучительными из-за туберкулёза. Скончался он 23 октября 1849 года, был похоронен на кладбище Троицкой церкви. Товарищи продали его имущество и раздали деньги нуждающимся декабристам.

15 лет прожил в Красноярске Михаил Спиридов. На поселении занялся сельским хозяйством. Сначала разбил огород в самом Красноярске, затем обратился к губернатору с просьбой об отводе ему участка земли недалеко от города. Власти предписали выделить “преступнику М. Спиридову” 15 десятин в Зеледеевской волости.

Затем декабрист выстроил в Дрокино дом. Выписывал агрономические журналы, заказывал у кузнецов сельхозорудия, некоторые конструировал сам. Местные жители прозвали его заступником, потому что Михаил Матвеевич помогал им семенами, деньгами, хлебом.

Постепенно превратил своё хозяйство в образцовое. Сеял рожь, гречиху, лён, пшеницу, коноплю, завёл лошадей, коров, овец. И даже снабдил крестьян картофелем выведенного им нового сорта, который нарекли “Спиридовкой”.

Михаил Матвеевич привозил свежие овощи друзьям-декабристам, а они в шутку называли его “поставщиком двора государственных преступников”.

Осенью 1854 года Спиридов заболел и в декабре того же года умер. Погребён, как и завещал, в селе Емельяново.

Хоронил товарища Василий Давыдов, герой Отечественной войны 1812 года, соратник Пестеля, друг Пушкина. После 13 долгих лет рудников и казематов он был вместе с семьёй переведён на поселение в наш город, где и прожил до самой смерти в 1855 году.

В Сибири у Давыдовых родились семеро детей — четыре мальчика и три девочки. Отец и сам их обучал, и нанимал учителей из уездного училища, просил брата высылать различные учебники, пособия, словари, энциклопедии. То есть родители делали всё, чтобы дети росли образованными людьми.

Дом Давыдовых стал центром культурной жизни Красноярска. Вокруг декабриста образовался кружок, который оказывал огромное влияние на общественное мнение в городе. Поскольку в целом отношение к декабристам в Красноярске было вполне радушным, Василий Львович состоял в близких отношениях с врачами, чиновниками, литераторами, в том числе с золотопромышленником Петром Кузнецовым. С мнением Давыдова считались самые влиятельные люди, а в городе его называли “властителем дум” и “коробом просвещения”.

Тогдашним губернатором был Василий Падалка. Сохранились сведения о его добрых отношениях и даже дружбе с декабристом Давыдовым. Этот факт, вероятно, сыграл свою роль в том, что в Красноярске появилось здание Дворянского собрания. Василий Львович состоял в переписке с декабристом-архитектором Батеньковым, который находился на поселении в Томске. Поскольку же в нашем городе такие специалисты были в дефиците, Давыдов, по всей видимости, и посоветовал товарища губернатору. В 1854 году здание было построено, но вход в него декабристу был заказан. В октябре 1855-го он умер, похоронен у Троицкой церкви.

В 1883 году племянник Давыдова Александр, направляясь посланником в Японию через Красноярск, установил на могиле памятник из каррарского мрамора. К сожалению, сейчас за ним нет надлежащего ухода, хотя это памятник республиканского значения, постамент почти разрушен. Ухаживает за ним в меру сил Тамара Комарова, старший научный сотрудник отдела истории краеведческого музея.

Рядом с могилой Давыдова стоял памятник декабристу Митькову. На нём была ваза с крестом. В 1920-е годы её украли (тогда даже плиты с кладбища тащили для своих нужд). Могила со временем затерялась. Только в 1980 году на месте предполагаемого захоронения установили обелиск в исполнении скульптора Абдрахимова.

Обелиск, как говорит Тамара Комарова, вообще заброшен. В какое-то время он даже ощутимо наклонился. Сотрудница музея обращалась за помощью в общество охраны памятников — ничего не добилась. Пришлось нанимать мужчин, чтобы выпрямили обелиск.

И ещё о памяти декабристов. В здании Дворянского, а затем Общественного собрания позже находился клуб имени III Интернационала, издательство “Приступ”, далее — спортивный клуб “Динамо”. Затем спортсмены освободили здание. Городская общественность надеялась, что здесь, на проспекте Мира, 67, будет открыт музей декабристов. Власти вроде бы даже поручали управлению культуры крайисполкома развернуть экспозицию “Декабристы в Енисейской губернии”. Увы, музея участникам восстания 1825 года в Красноярске нет. А здание пустует и постепенно разрушается изнутри.

P. S. Уважаемые читатели! Присоединяйтесь к нашему проекту! Если у вас есть интересные истории, связанные с улицей, микрорайоном, где вы живёте, звоните в редакцию по номерам: 2-115-761, 2-115-650.

Акцент

В Красноярске почти невозможно было получить хорошее образование. Однако в то время уже разрешалось принимать детей декабристов в казённые учебные заведения России, правда, с одним условием: они должны были отказаться от фамилии родителей. Василий Давыдов вынужденно воспользовался этим разрешением, и три его сына уехали на учёбу в Россию. В сложившихся условиях поступок был единственно правильным.

Нюанс

Тамара Комарова считает, что место для обелиска Митькову выбрано неверно: могила была не слева от Давыдовской, а справа. Основание вот какое. Сын Давыдова Василий, будучи в Красноярске, нарисовал памятник отца (эскиз хранится в Симферополе). На рисунке хорошо проглядывается решётка-загородка, побогаче и повыше, чем у памятника Василию Львовичу. И — именно справа.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА