ЖКХ и благоустройство

В Красноярске совершенствуют систему уборки городских дорог от снега

По насыщенности спецтехникой из расчёта на один километр автодорог Красноярск в разы уступает любой из наших столиц.

В Красноярске совершенствуют систему уборки городских дорог от снега

Одна из наших коллег недавно вернулась из Петербурга и среди многочисленных восторгов мелькнуло следующее: “Вы не представляете, какая там каша из снега и грязи на улицах. У нас в городе по сравнению с ними всё просто отлично”. В то же время многие туристы после посещения Красноярска признаются, что их впечатлила чистота на улицах. Как нашим дорожникам это удаётся? Чтобы ответить на этот вопрос, журналист “Городских новостей” встретился с Антоном Старовойтовым, техническим директором Специализированного автотранспортного предприятия (САТП). Именно эта организация отвечает за уборку большей части магистралей в нашем городе.

Всегда на посту

Как по заказу, в конце прошлой недели Красноярск накрыл очередной снегопад. В понедельник утром основные магистрали в городе уже очистили и приступили к уборке второстепенных автодорог. Часть пешеходных тротуаров тоже промели.

— Работники САТП в этом году ещё ни дня не отдыхали, — уточнил Антон Старовойтов. — Мы работали и в ночь с 31 декабря на 1 января, и в Рождество, и сейчас наши бригады на улице. Убираем, прометаем, посыпаем противогололёдной смесью (соль, чтобы снег не примерзал, песок — против скольжения. — Прим. автора). У нас постоянно есть заявки на уборку от ГИБДД и горожан. После обычного снегопада мы приводим город в порядок за ночь.

По насыщенности спецтехникой из расчёта на один километр автодорог Красноярск в разы уступает любой из наших столиц. Для понимания: в 1976 году на балансе САТП — на тот город и на то количество автодорог — было 300 различных машин. Сейчас у нас на миллион населения те же самые 300 единиц спецтехники. В принципе хватает. Более того, по мнению специалистов из других регионов, Красноярск считается одним из самых чистых городов в стране.

Всего одна деталь. У нас есть такой подметальный комплекс, как “Бродвей”. В основном его используют для уборки дорожного полотна, в том числе рядом с бордюрами. Красноярск чуть ли не единственный город в России, где такую технику применяют зимой, при отрицательных температурах. Обычно у наших соседей снег сгребают к обочинам. Считается, что этого достаточно”.

Мешают всем

Главная проблема дорожных служб в Красноярске в любое время года — припаркованные вдоль обочин автомобили.

— Наши механизированные бригады не могут пройти как положено по тому же проспекту Мира ни днём, ни ночью, — объяснил Антон Старовойтов. — Знаки там висят, но машины никто не убирает. В той же Москве эвакуаторы так цапают неправильно припаркованные автомобили, что глазом моргнуть не успеваешь. У нас же на обочинах остаются снежные валы, и нам приходится выводить туда рабочих с мётлами и лопатами для ручной уборки.

Ещё одна проблема. Сейчас мы не можем сливать талую воду в канализацию. А, например, в Петербурге коммунальщики просят дорожников делать это почаще. Солёный снег хорошо прочищает трубы — растворяет жировые наросты и при этом не вредит бактериям в очистных сооружениях”.

Наука посыпать

Технологии зимней уборки и в нашей стране, и в мире постоянно совершенствуются. Так что Красноярску есть к чему стремиться.

— Дорожные службы в столичных городах для очистки основных магистралей используют различные рассолы (в том числе жидкие) и мобильные снегоплавильные машины, — уточнил технический директор САТП. — Это более эффективно, чем просто вывозить снег. Тяжёлая техника и самосвалы, которым после снегопада нужно в течение дня сделать десятки, а то и сотни рейсов, могут запросто остановить движение в любом городе. Там же подтаявший снег вывозят на временные площадки и сливают в канализацию.

При этом создание рецептов противогололёдных растворов — это целая наука. Как показала практика, в разных частях города может заметно отличаться и температура, и влажность. Ещё у нас есть участки дорог, где теплотрассы пролегают близко к поверхности. В итоге мы там вроде провели профилактическую обработку — насыпали той же соли под снег. Противогололёдная смесь по всем показателям должна сработать при минус 8–9 градусах, но дорога тёплая, и она у нас в ноль градусов включается.

Примерно такая ситуация с мостами. Например, большая часть конструкций Николаевского моста металлическая, а у Коммунального и Октябрьского — из железобетона. У них температура промерзания разная и схема продувания отличается. Сейчас мы уже знаем основные особенности дорожной сети Красноярска и учитываем это при уборке города”.

Будем собирать пыль

Специалисты САТП считают, что использование при зимней уборке города песчаных смесей станет серьёзной проблемой в самой ближайшей перспективе.

— После наступления тепла нам придётся собирать песок, который мы сейчас рассыпаем по городу, — уверен Антон Старовойтов. — Так что весной и частично летом у нас будет довольно пыльно. На асфальте песок превращается в мелкую дисперсию, которую сразу не всякий пылесос возьмёт.

Конечно, технологии уборки таких смесей у нас есть, но это непросто. Проще говоря, если раньше мы смогли вычистить-вымыть центр города, условно говоря, десятью машинами, то теперь на улицы придётся выводить 15. Кроме того, песок легко разносится и на вылизанном вроде участке через пару дней снова нужно наводить порядок. В итоге процесс заметно затянется”.

Дорожные службы в современных мегаполисах зимой обычно используют жидкие противогололёдные смеси на основе соли либо минеральную крошку. Мраморная дороже, но эстетичнее и удобнее для уборки — при длительном пребывании во влажной среде она рассыпается. Гранитная — надёжнее с точки зрения безопасности движения, но убирать её трудно. В частности, в центре Хельсинки люди практически всю зиму ходят по щиколотку в грязи, поскольку прометать дороги там нельзя — твёрдая гранитная крошка может “выстеклить” не только машины, но и витрины магазинов.

Комментарий

Андрей Козиков, заместитель председателя Красноярского городского Совета депутатов:

— Главный, с мой точки зрения, показатель качества работы дорожных служб — количество жалоб от жителей на неубранные улицы в последнее время стало гораздо меньше. Также необходимо отметить, что в Красноярске начали немного по-другому использовать противогололёдные смеси, и этой зимой в городе было относительно чисто. Дорожники научились работать и с реагентами, и с различными подсыпками, и технику правильно использовать. Не зря мы выделили порядка 100 миллионов рублей на закупку различных спецмашин. В целом можно сказать, что уборка улично-дорожной сети у нас в городе поставлена на достаточно неплохом уровне.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА