Проспект культуры
В Музее истории Красноярской железной дороги проходит выставка работ Николая Худенёва
Все картины взяты из частных коллекций красноярцев.
Люди технического склада ума зачастую наделены ещё и творческими способностями. В частности, в Красноярске есть ряд примеров, когда на поприще искусства преуспевают железнодорожники. Из путейцев вышел наш выдающийся писатель Виктор Астафьев. Ещё у нас был Николай Худенёв, который в советское время работал машинистом и параллельно писал картины. Причём не на любительском, а на серьёзном профессиональном уровне. Правда, о них до недавнего времени знали только искусствоведы.
Через десять лет после того, как Николая Семёновича не стало, энтузиасты, знакомые с ним лично, сумели представить на широкое обозрение 25 созданных им полотен. Это, конечно, совсем маленькая часть творческого наследия. Количество эскизов и набросков за 30 лет “художественно-локомотивного” стажа измеряется тысячами. Но начало положено, и есть основания надеяться, что когда-нибудь горожане увидят полное собрание работ.
Трудный выбор
Николай Худенёв решал, кем ему стать, в военные годы. В душе он, конечно, понимал, что его призвание — быть художником. Даже в автобиографических воспоминаниях написано: “Рисовать я любил с детства. Однажды в школе задали изобразить керосиновую лампу под абажуром. Моя, по словам учительницы, вышла лучше всех”.
Но о каком художественном училище могла идти речь, если у парня рано умерла мама, а отца забрали на фронт! Пришлось вообще бросить учёбу и идти работать. В 1947 году Николай поступил в Хабаровскую школу военных техников железной дороги. Решающим было то, что там учащихся кормили и обеспечивали обмундированием. Однако тяга к изобразительному искусству никуда не делась. Николай карандашом рисовал портреты однокурсников. Получалось очень похоже.
Раб натуры
В 1951 году Николай Худенёв приехал по распределению на Красноярскую железную дорогу и за короткий период зарекомендовал себя как профессионал высокого класса. В начале шестидесятых годов, когда железнодорожники переходили с паровозов на электровозы, Николаю Семёновичу доверили участвовать в их доставке в Сибирь. Дальше он инструктировал коллег по части безопасного вождения передовой техники.
Однако и о живописи молодой машинист ни на минуту не забывал. Да и разве это возможно, когда смотришь из окна кабины, и видишь кругом пейзажи, от которых захватывает дух! Сам Бог велит их запоминать и потом воспроизводить. Не зря говорят, что каждый машинист в душе художник. Просто не все до конца это осознают и тем более берутся за кисть.
Худенёв называл себя рабом натуры. Каждая поездка для него была своеобразным поиском пленэра. Возможностью найти, увидеть те места, куда потом возвращался уже с этюдником.
Одна жительница Красноярска больше часа рассматривала полотна Николая Худенёва, которые сейчас выставлены в Музее истории Красноярской железной дороги, не переставала удивляться: “Ну, надо же! Посёлок Элита, мужской монастырь, избы в Николаевке. Как точно передано! Всё так и было тридцать, сорок лет назад”.
Бывший коллега Николая Худенёва, ветеран железнодорожной отрасли, пришёл на уникальную выставку с внуком. Растрогался до слёз — и пустился в воспоминания. Оказывается, у автора картин были ещё и спортивные увлечения. Он играл в шахматы, бильярд, катался на лыжах, сплавлялся по Мане, рыбачил. Однако, несмотря на все свои многочисленные достоинства, оставался скромным и человечным.
Николай Худенёв обладал редким даром находить удивительное в самых обыденных вещах. Например, в груде железнодорожных шпал, лежащих поодаль от летних садовых домиков образца СССР. Картина “Дачи” будит огромнейший пласт воспоминаний. Строительство домиков из шпал в Красноярье, да и, наверное, по всей России было целой культурой, пока деревянный брус не появился в свободной продаже. Можно долго рассуждать, хороший шпалы материал для жилья или плохой, вредный или безопасный. Однако таких домов из них в наших дачных массивах — огромное количество. Так что это не только прошлое, но и настоящее.
В Европу — ради Рафаэля
Чтобы быть профессионалом не только в технике, но и в области живописи, Николай Семёнович получил специализированное образование на художественно-графическом факультете при Красноярском педагогическом институте без отрыва от производства.
По роду своей основной, железнодорожной деятельности Худенёву приходилось бывать по служебным делам в самых разных городах. И он всегда по возможности старался посетить местную картинную галерею. В отпуск ездил всегда через Москву — чтобы, отстояв огромную очередь, посетить Третьяковку или Музей изобразительных искусств имени Пушкина, попасть на выставку импрессионистов. Чтобы посмотреть работы американских художников, ему однажды пришлось заплатить за билет в 30 раз больше его номинальной стоимости. Вместе с супругой красноярский машинист побывал в Италии, Франции и других европейских странах. Главная цель таких путешествий — увидеть подлинники Рафаэля, Тициана, Микеланджело.
Николай Худенёв прожил 84 года. В последнее десятилетие его начало подводить здоровье. Сохранять бодрость духа помогало художественное творчество. В нём он черпал вдохновение и силы. Уже давно замечено и даже подтверждено исследованиями, что у каждого долгожителя есть какое-то хобби, в котором он добивается успехов. Для железнодорожников, и именно машинистов, это особенно актуально. У них идёт колоссальная нагрузка на зрение, слух и психику. Переключаться после рейсов на что-то лёгкое и приятное нужно обязательно.
Все картины Николая Худенёва, которые сейчас выставлены в Музее истории красноярской железной дороги, взяты из частных коллекций красноярцев. Оформить их в рамки помогли в одной багетной мастерской, директор которой, по счастливой случайности, слышала о самобытном художнике. Где-то в квартирах у земляков хранятся ещё сотни работ Худенёва. Сейчас инициативная группа по разным каналам ищет этих людей — для того, чтобы систематизировать произведения, наладить их учёт. Творчество талантливого машиниста заслуживает самого пристального внимания и является достоянием города и края.