Общество

Служили два друга. Как красноярцы отправились в Афганистан

В 1980-е годы Сергей Нестеров и Вадим Плясунов отправились добровольцами в Афганистан для защиты соседней страны.

Служили два друга. Как красноярцы отправились в Афганистан

Рожденные в СССР красноярцы Сергей Нестеров и Вадим Плясунов жили в одном доме, учились в соседних школах — № 62 и 77. Оба носили пионерские галстуки, затем комсомольские значки. Ребята-романтики ходили на Столбы, дружили с одноклассницами...

После школы Сергей и Вадим поступили в политехнический институт, успешно сдали экзамены за первый семестр. И тут друг Вадик предложил Сережке поехать в Афганистан — защищать соседнюю страну, где уже пять лет шла война с участием ограниченного контингента советских войск. Обратившихся в Свердловский военкомат ребят с другими энтузиастами направили на шестимесячные курсы. Родители испытали шок, сыновья были неумолимы. Отзывчивые молодые люди, воспитанные школой, семьей, комсомолом, не могли не откликнуться на призыв Родины.

После окончания курсов младшим сержантам задали вопрос: «Кто не хочет поехать в Афганистан?» Никто не отказался. И 18-летние добровольцы осенью 1985 года отправились на гражданском самолете ТУ-154 в неизвестную страну. Сергей Алексеевич вспоминает, что командир корабля тогда спросил ребят: «Какую песню хотите послушать?» Они ответили : «Под крышей дома твоего». В сопровождении этой песни и прилетели в Кабул, который встретил сухой удушающей жарой. Здесь ребята встретили земляков-красноярцев, прилетевших ранее – Дмитрия Скороделова, Сергея Сторожа. Новобранцы должны были нести боевое охранение.

Когда-то около столицы Афганистана советскими специалистами по договору дружбы и взаимопомощи была построена ГЭС, единственная в стране, и обслуживали ее наши энергетики. Прилетевших интернационалистов назначили охранять территорию вокруг энергетического объекта и специалистов, так называемых советников, сопровождающих технологическое обслуживание станции. При распределении наших земляков зачислили в 103-ю дивизию, 350-й парашютный десантный полк, 3-й батальон, 7-ю роту. Выдали военную форму и, конечно, панаму — для защиты от палящего солнца. Службу несли в районе кишлака Суруби, где находилась высота 212. С нее просматривались тропы, по которым могли подойти моджахеды («духи»). У подножия высотки располагались небольшие глинобитные дома, где жили советские специалисты, неподалеку находились штаб, пекарня, палатки.

— Военнослужащие жили в палатках, — уточняет Сергей Алексеевич. — В них были установлены двухъярусные кровати. Солдатские одеяла плохо грели, а по ночам в Афганистане был нестерпимый холод, словно природа брала реванш за дневную испепеляющую жару.

День начинался с утренней зарядки. Затем военные для защиты расположения рыли окопы, траншеи. На высоту 212 поднимались по 15 человек — для наблюдения. Находились там неделю, затем менялись. Восхождение было не из легких: 2,5 километра пути с тяжелой ношей — автомат, пулемет, сухой паек, вода.... Вода в Афганистане – это жизнь, приходилось экономить каждый глоток. Полагалось по одному литру на служащего в сутки.

image description
image description

Спускаться с горы тоже было непросто. А внизу военнослужащих встречали бачата, — афганские ребятишки. Они просили бакшиш — что-нибудь из еды, радовались кусочку сахара, сухарю.

Территория, где жили наши специалисты, была окружена не только окопами, траншеями, но и сеткой сеткой-рабицей. Были установлены и сигнальные мины. В дневное время караульную службу по охране и обороне территории нес один пост, в ночное — два поста. Как-то в сумерки раздался вой сигнального устройства, полетели сигнальные ракеты, начали взрываться гранаты, кругом звучали выстрелы, огоньками сверкая в темноте. Охрана стала прочесывать территорию. Вадим Плясунов кинулся к рации сообщить командованию о нападении моджахедов. Был получен приказ — держать оборону.

Из одного из домов выбежал специалист, чтобы посмотреть, почему сработал сигнал, и был ранен вражеской гранатой. Ему раздробило до колена ноги, осколками посекло живот. Пострадавшего погрузили в БТР, повезли в госпиталь, но раненый по дороге скончался. В том бою было контужено несколько служащих, в том числе наши земляки Сергей и Вадим, они отлеживались в палатках. Сергей Алексеевич убежден, что восстановиться помогла дружба, воспоминания о доме, сибирской природе, теплые письма родителей, одноклассниц.

— В Афгане даже скалы ощетинившиеся, — говорит Сергей. — И важно, что мы на чужбине были вместе с земляками. Мой друг Вадим Плясунов был отличный человек, он ушел из жизни после войны, последствия которой отразились на здоровье.

После демобилизации в СССР возвращались на самолете, в Ташкенте пересели на поезд. В вагоне Сергей и Вадим ехали с сибиряком из Новосибирска Василием Чуфаровым, он волновался от предстоящей встречи с девушкой, которую не видел два года — только переписывался с ней. Василий попросил друзей выйти в Новосибирске, Вадим и Сергей не смогли ему отказать. Девушка жила в пригороде, поехали к ней. Подружка Василия оказалась прелестной. Через два месяца однополчане гуляли на свадьбе у Чуфаровых в Новосибирске. Эта семья и сегодня счастлива. У них дети, внуки.

В Красноярске родители, подруги, друзья с большой радостью встретили 20-летних защитников: старшину Плясунова, награжденного орденом Красной Звезды, старшину Нестерова, отмеченного медалью «За боевые заслуги» . Был устроен семейный праздник с вкусной домашней едой, по которой соскучились мальчишки.

Ребята восстановились в институте, окончили вуз, стали инженерами-транспортниками, женились на своих девчонках, которые преданно ждали защитников из армии. У Сергея родились сын и дочь, есть внук. У Вадима – дочь. После войны сложилось ветеранское братство воинов-интернационалистов. Старшина Нестеров является заместителем председателя региональной организации Российского Союза ветеранов Афганистана. Участники боевых действий встречаются с подрастающим поколением в учебных заведениях.

Также проводят работу по установке памятных досок на зданиях школ, в которых учились погибшие товарищи. За годы войны в Афганистане наша страна потеряла около 14 тысяч парней, в том числе 180 человек из Красноярского края. В нашем городе установлено более 25 мемориальных досок.

Интернационалисты ежегодно встречается в День вывода войск из Афганистана – 15 февраля, и в День ВДВ — 2 августа.

В тему

Книга памяти, посвященная павшим воинам-афганцам, была издана в 2014 году, к 25-й годовщине вывода советских войск из Афганистана. В ней собрана информация о наших погибших на службе земляках. В издание включены имена не только тех, кто призывался военкоматами Красноярского края, но и тех, кто имел отношение к региону, родился, жил, учился, работал и похоронен здесь. Рассказано также о воинах, чьи родители или родные живут сейчас в крае. В Книгу памяти внесена информация о 180 героях.

Книга памяти размещена в виртуальном музее Афганской войны afgkrsk.ru, созданном Красноярской общественной организацией Российского Союза ветеранов Афганистана.

Фото: Нэля Лактионова

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА