Новости
Дело о спасении утопающих
Нынешний день — решающий для крупной строительной организации Красноярска. В арбитражном суде должно рассматриваться дело о банкротстве застройщика, за плечами которого более тысячи инвесторов.
Cитуацию, складывающуюся вокруг производственно-строительной компании “Стройтехника”, иначе как нонсенсом на строительном рынке Красноярска не назовешь. Дольщики, которые раньше обвиняли застройщика в невыполнении своих обязательств перед ними, в прошлом месяце вдруг выступили в его защиту. На пикете перед краевой администрацией инвесторы двенадцати домов, возводящихся в различных районах города, потребовали прекратить уголовное преследование генерального директора “Стройтехники” Анатолия Бурого и позволить предприятию спокойно работать.
По информации правоохранительных органов, руководитель строительной компании обвинялся по трем статьям. В конце прошлого года прокуратура возбудила уголовное дело по факту невыплаты зарплаты работникам фирмы. Как писали в своих заявлениях четверо сотрудников, жалованья здесь не видели с июля 2008-го. Так что к концу года, по подсчетам прокуратуры, накопилась довольно солидная сумма — 11 миллионов рублей. Без денег оставалось около тысячи человек. В апреле и марте 2009 года Анатолий Бурый вновь попал под уголовное преследование, но уже по другой статье — злоупотребление полномочиями. Генеральному директору “Стройтехники” инкриминировалось неисполнение обязательств, принятых им по договору об уступке права требования на квартиры в строящихся домах в микрорайонах Покровский и Ботанический.
То есть средства от граждан фирмой были приняты, а квартир дольщики так и не получили. Оба эти дела объединили в единое производство с еще одним, возбужденным тогда же — в марте, по факту незаконного получения “Стройтехникой” кредита на сумму более 200 миллионов рублей.
Надо заметить, что в злоупотреблении полномочиями проблемного застройщика обвиняли сами дольщики. Представители инициативной группы инвесторов говорят, возможно, таким способом люди пытались “привязаться” к недостроенному жилью, потому как на руках многие имели только предварительные договоры инвестирования. В краевой службе строительного надзора считают, что дольщики сознательно шли на предлагаемый застройщиком вариант. Несмотря на то что разрешение на строительство фирма получила после вступления в силу ФЗ © 214, согласно которому застройщик не имеет права брать с инвестора деньги до момента регистрации договора в госслужбе, хитрые схемы, придуманные “Стройтехникой”, оказались весьма привлекательными для инвесторов. Стоимость квадратного метра была занижена.
— Многие покупатели квартир считали: руководители “Стройтехники” не предпринимали действий, необходимых для того, чтобы сохранить работоспособность компании, — считает представитель интересов дольщиков Ольга Незнамова. — Это и стало причиной обращения к депутатам, в городскую администрацию и в прокуратуру.
Сегодня ситуация начала меняться. И инвесторы готовы отказаться от своих обвинений, единственное их желание, чтобы дома были достроены.
— Каждый гражданин имеет право выбора, — считает заместитель начальника отдела ОРЧ по налоговым преступлениям ГУВД по Красноярскому краю Александр Красильников. — Изначально дольщики и работники организации инициируют заявления, по ним проводятся проверки, принимаются решения о возбуждении уголовных дел. А затем те же лица выступают в защиту тех руководителей, на кого раньше писали заявления. Почему это происходит? Наверное, люди думают, что проще требовать исполнения обязательств от начальника, с которым был заключен договор, чем от новой организации, которая будет достраивать объект.
По информации представителя интересов дольщиков, к “Стройтехнике” предъявлено более сотни исков от различных организаций — сейчас дела находятся в арбитражном суде. Пять истцов требуют банкротства компании.
— Пока суд откладывает решение о признании “Стройтехники” банкротом, — говорит Ольга Незнамова. — Но если оно будет принято, имущество организации раздадут за долги, а у компании появится конкурсный управляющий, и дольщики лишатся практически всего. Не получат ни квартир, ни вложенных денег.
Конечно, проблемы у крупной строительно-производственной компании Красноярска появились не вчера. Первый денежный скандал разразился в октябре прошлого года. Дольщики дома 8а на улице Урванцева возмущались тем, что “Стройтехника” требовала с них солидную сумму за регистрацию. Кстати, по информации краевой службы строительного надзора, уже тогда строительство домов, возводимых этой фирмой, было приостановлено. На сегодня “Стройтехника” занимает место в одном ряду с банкротящимися застройщиками — “Сава-ЛТД” и “Красноярец-Плюс”. На ее счету 12 недостроенных домов в различных районах Красноярска и более тысячи обманутых дольщиков.
В службе строительного надзора надеются, что “Стройтехника” все же выиграет суд о банкротстве. Такая крупная и прежде надежная компания (до недавнего времени она сама спасала дольщиков, обманутых другими застройщиками, и выступала подрядчиком на достройке проблемного жилья) должна иметь резерв, считают в краевой администрации и красноярском Союзе строителей. Тем более что первые шаги руководство компании уже делает. По информации инвесторов и строителей, Анатолий Бурый сейчас ищет возможность взять новый кредит. Как говорят работники предприятия, им гендиректор обещал расплатиться с долгами по зарплате и за стройматериалы.
— Полмесяца назад руководитель “Стройтехники” в краевой службе строительного надзора говорил, что в компании разрабатывается бизнес-план достройки объектов (его на майском трехстороннем совещании, в котором участвовали краевая администрация, Союз строителей и “Стройтехника”, Анатолий Бурый обещал к началу июня представить в Союз строителей. Но так и не представил. — Прим. ред.) и своя программа выхода из кризиса, — рассказывает пресс-секретарь службы стройнадзора Дарья Ловцова. — Но с тех пор генеральный директор общества с ограниченной ответственностью не выходит с нами на связь, ниточка теряется.
“Не вышел на связь” Анатолий Бурый и с корреспондентом “Городских новостей”, генеральный директор “Стройтехники” постоянно находится в разъездах, молчит телефон и в кабинете директора компании по строительству. Так что выяснить, когда же будет предъявлена свету обещанная программа достройки, так и не удалось. Тем не менее в краевой администрации уверяют: проблемная компания уже в июле обещает возобновить работы на трех домах в микрорайоне Покровский, еще четыре вновь начнут строиться в октябре этого года. Дом © 17 на улице Ботанической расконсервировали еще в марте, сейчас здесь возводится коробка жилого здания, строители обещают — готова она будет уже в сентябре. Не останутся без внимания и остальные недострои “Стройтехники”. Все 12 домов значатся в совместно разработанной краевой и городской администрациями программе “Мероприятия по завершению строительства”.
— Мы составили перечень проблемных объектов, по каждому из них разработали свои мероприятия, — поясняет Дарья Ловцова. — Потому что проблемы у всех разные. Кстати, “Стройтехника” уже начинает самостоятельно решать одну из них. Перезаключает договоры с инвесторами. На 15 мая их уже было зарегистрировано 500.
В этой ситуации, считают дольщики, глупо уничтожать компанию. Не лучше ли дать ей возможность восстановиться, наработать активы?
— Выходом из положения мог бы стать мораторий участников хозяйственной деятельности на требования о признании должника банкротом, — говорит Ольга Незнамова. — Сколько бы долгов не было у “Стройтехники”, отложить требования, как делают это банки в кризисной ситуации. С другой стороны, оказать компании поддержку — дать возможность заключить контракт, чтобы у нее в обороте появились деньги.
Интересно, что предложение представителя интересов инвесторов красноярского застройщика полностью совпадают с поправками, недавно внесенными Минэкономразвития в российское законодательство. Инициатором поправок стал президент Дмитрий Медведев. Его подтолкнула к этому жалоба Олега Дерипаски на чрезмерно быструю процедуру банкротства, из-за которой предприятию очень сложно дойти до финансового оздоровления. Ведь если компания не может платить по долгам сейчас, вовсе не означает, что она не сможет этого сделать через полгода. Согласно поправкам, процедура банкротства теперь должна растянуться на семь месяцев. В течение этого периода проблемное предприятие не будет считаться несостоятельным. А арбитражный наблюдатель станет следить, чтобы активы не выводились из компании.
Возможно, новый законопроект спасет от разорения “Стройтехнику”, за которую выступают дольщики и другие компании, пытающиеся удержать равновесие “на одной ноге”.