Проспект культуры
Михаил Бенюмов: «Самое главное, чтобы было интересно жить и работать»
Художественному руководителю Красноярского камерного оркестра исполняется 75 лет.
Михаил Иосифович — удивительный собеседник. Разговор с ним пролетает незаметно. Это истории из жизни, размышления о работе и об искусстве в целом, какие-то забавные ситуации. Он рассказывает легко, увлекательно, с юмором. Весь его творческий и педагогический опыт не уместить в рассказе на двух газетных полосах. Ярче всего о личности Михаила Бенюмова говорят концерты его коллектива.
Накануне юбилея “Городские новости” узнали, как Михаил Иосифович стал сибиряком, почему он не смог уехать из Красноярска и что считает главным в воспитании будущего музыканта.
Край удивительных людей
— В этом году исполняется сорок пять лет, как вы живёте в Красноярске. Как вас встретил город? Думали вы тогда, что он станет вам родным?
— Я приехал в Сибирь в августе 1978 года. Прежде знал, что есть такой город Красноярск и что здесь живёт моя троюродная сестра. Родился я в Киеве, учился в Москве, служил в армии в Казахстане, работал в Киргизии в институте искусств. Потом вернулся в Москву в аспирантуру и обратился к своему научному руководителю с вопросом о трудоустройстве — готов был отправиться работать куда угодно. Так узнал, что открывается новый институт искусств в Красноярске. Спросили: поедешь? Поеду. Я был назначен председателем первой предметной комиссии по специальности “струнные инструменты”.
Но перед поездкой выяснилось, что я не могу вылететь в Красноярск, поскольку мой паспорт закрыт в сейфе у коменданта общежития. А сам комендант уехал на свадьбу к другу и в ближайшее время не собирался возвращаться. В министерстве мне дали справку, что я еду в Красноярск как председатель вступительной комиссии. С этой справкой и аспирантским удостоверением приехал в аэропорт и предъявил билет. Сказал, что, к сожалению, паспорта нет. Объяснил ситуацию, что если не вылечу, то сорву экзамены. Меня пустили в самолёт (что немыслимо сейчас), и я благополучно долетел до Красноярска.
Начал работать, мне должны были дать квартиру, но у меня опять же не оказалось с собой паспорта. Поэтому какое-то время я жил у своего коллеги Михаила Лазаревича Курицкого. Ректор спрашивал: ну вот же квартира, почему не можете получить? А у меня ордер есть, а паспорта нет. В итоге мне всё-таки дали ключи по удостоверению аспиранта, поверили на слово. В этой квартире я живу и сейчас.
Аналогичным образом я получил и посылку от бабушки — зимние финские сапоги, которые она выслала, зная, что внук отправился в Сибирь. Правда, они лопнули при первом же морозе. Паспорт я потом получил, но именно в Красноярске понял, что попал в необыкновенное место, где люди верят на слово. В современном мире, когда порой нельзя верить даже подписанным договорам, это, конечно, поразительная ситуация. Тогда, сорок пять лет назад, я понял, что Красноярск — край удивительных людей, которые мне пришлись по сердцу.
— Вы работаете в институте искусств с первого дня его открытия. Чем запомнились годы, когда вуз только появился?
— Я попал в город, где чувствовал себя нужным, востребованным, передо мной было широкое поле деятельности. Спустя шесть лет защитил диссертацию в Москве, она была первой в нашем институте. Параллельно шла работа в филармонии. Моим партнёром тогда был пианист Владимир Шварёв, мы с ним играли много концертов, в том числе и по краю. Хорошо запомнил выступление в городе Иланском, там, я с удивлением обнаружил, довольно сильная музыкальная школа и со стороны публики отмечался большой интерес к скрипичной музыке.
В 1982 году я стал заведовать вновь образованной кафедрой струнных смычковых инструментов и работал на этой должности двадцать восемь лет. В мои обязанности входил контроль за учебным процессом. Часто приходилось замещать ушедших или отсутствующих дирижёров. Так я периодически вставал к пульту, несмотря на то, что никогда до этого не видел себя в этой роли. Мой дед — военный дирижёр, он хотел научить меня профессии. Но я всегда отвечал, что это не моё. А когда жизнь заставила — мне понравилось. Сначала оценил, например, что мне надо объяснять какие-то важные вещи не каждому студенту по отдельности, а сразу многим.
Как в Москве
— В 1993 году из лучших студентов вуза был создан Красноярский муниципальный камерный оркестр. С того времени музыканты дали более двух тысяч концертов в России и других странах. А как начиналась история легендарного коллектива?
— Первый камерный студенческий оркестр, по сути, состоял из первокурсников — тринадцать человек. 2 мая 1979 года состоялся первый концерт коллектива. Солировали преподаватели: Хансурат Карачаева и я. Помню, когда закончился концерт, первый проректор Лев Евгеньевич Ежов мне сказал: “Спасибо, Миша. Я закрывал глаза, и мне казалось, что я в Москве”. Я даже почему-то обиделся, глупый был. Потом уже понял: я действительно все эти годы старался, чтобы музыка звучала как в столице. Мечтал об оркестре, который бы обладал европейским уровнем музицирования.
В 1984 году я решил создать камерный оркестр. И вот первый концерт прошёл в феврале 1985-го в концертном зале краевой библиотеки. Я до сих пор прекрасно помню программу и кто играл. Позже много лет я руководил и камерным, и симфоническим оркестрами Красноярского института искусств.
— Вам поступало много предложений о переезде. Почему вы остались в Красноярске?
— Приглашений действительно было немало. Первое — в Новосибирск, но я сразу отказался, а вот над переездом в Саратов долго раздумывал. Предложение было очень привлекательным: заведование кафедрой, большая квартира. Я даже туда съездил. Запомнилось речное путешествие по Волге, я встречался с коллективом кафедры… Но в итоге отказался. Позже предлагали работу в Москве, в одном из японских университетов.
Почему я остался здесь?.. Приведу сравнение с садовником, который уже создал свой сад. Ему предлагают другой, возможно, даже лучший. Но ему не хочется бросать уже созданное. Всегда есть ответственность перед людьми, которые тебе поверили, перед публикой.
Я помню первый Ачинский музыкальный фестиваль, там участвовал ещё студентом Дима Хворостовский. Я впервые попал в глубинку, которой мы тогда считали Ачинск. Там увидел людей, которые в шапках, пальто сидели в холодном зале три с половиной часа — столько длился концерт, и не хотели уходить. Когда я посмотрел им в глаза, понял, насколько в Сибири необходимо наше искусство.
Я был свидетелем того, как знаменитый лозунг Павла Стефановича Федирко “Превратим Сибирь в край высокой культуры!” претворялся в жизнь. Если на первых концертах филармонии, спектаклях оперного театра присутствовало совсем мало зрителей, то в последние годы выступления проходят с аншлагами — и это здорово.
— Ваши ученики работают в разных городах страны и мира. Как часто удаётся встречаться? Следите за их успехами?
— В 2020 году мы поехали на гастроли в Санкт-Петербург, репетиция проходила в католической церкви. Вдруг меня кто-то обнимает, поворачиваюсь — моя бывшая ученица Лида Коваленко. Сейчас она первая скрипка камерного оркестра “Дивертисмент”, преподаватель в Санкт-Петербургской консерватории. В руках букет, торт, диски с её записями. Было очень приятно встретиться. Особенно радостно встречаться на сцене, музицировать вместе. Вспоминаю совместные выступления с той же Лидой, Фёдором Белугиным, моей дочерью Риммой, Леонидом Жуковским. Многие ученики остались в Красноярске, сейчас они составляют основу кафедры, работают в оркестрах. С ними мы общаемся часто, работаем вместе.
Воспитание таланта
— Вы не раз говорили, что выступаете за специальное образование для музыкально одарённых детей. Как, на ваш взгляд, необходимо воспитывать талантливого ребёнка? Полностью погрузить его в образовательную среду — как в спорте?
— Это в спорте как у нас! Специальные школы сначала возникли у музыкантов, и уже потом практика распространилась на другие сферы. Я сам учился в таком учреждении — московской школе-десятилетке имени Гнесиных — и испытал плюсы и минусы, хотя недостатков не припомню. Но даже в них в чём-то общеобразовательная программа всё же была перегружена: например, мне ни разу за семьдесят пять лет не потребовались знания по тригонометрии. Зато в гнесинской школе были курсы, которые не входили в основную программу, но оставили в жизни глубокий след. Дважды в месяц мы ходили на потрясающие лекции в Третьяковскую галерею. Я посещал их непрерывно с четырнадцати до двадцати трёх лет. Вёл курс Дмитрий Георгиевич Перцев. Мы размышляли об искусстве перед подлинниками великих мастеров. На эти лекции мы приводили своих знакомых, родственников. Я не забуду уроки по русскому языку и литературе своей замечательной учительницы Евгении Павловны Воробьёвой, по инициативе которой и проходили лекции Перцева.
В Красноярске подобная специальная школа тоже была, но потом она постепенно превратилась в общеобразовательную. Почему важно создавать такие учебные заведения для музыкантов? Педагоги самой высокой квалификации работают не только в вузе со студентами, но и получают возможность учить детей, начинать, так сказать, с чистого листа.
Ни один нормальный ребёнок не сможет выдержать современную программу, которую для него придумали взрослые. Посчитайте сами: семь часов в общеобразовательной школе и три часа на выполнение домашних заданий. Плюс пять-шесть часов занятий в музыкальной школе. Если это сложить, понятно, что физически успеть всё невозможно. Устав, ребёнок начинает игнорировать какие-то предметы. Часто это приводит к тому, что, окончив музыкальную школу по настоянию родителей, подросток забывает об инструменте навсегда.
Специальное образование, в свою очередь, — это доступ мастера к талантливому ребёнку, оптимальное сочетание общеобразовательного цикла с музыкальным обучением. Это единственный эффективный и наименее дорогостоящий способ воспитания профессионального музыканта.
Между тем музыкальный Красноярск сейчас как никогда нуждается в кадрах. Сегодня буквально с первых курсов работают студенты вуза и даже колледжа. Хотя раньше это порождало определённый конфликт, поскольку ребята в такой ситуации вынуждены пропускать учёбу. Но зато у нас у первых возникли, так скажем, учебно-производственные коллективы, столь востребованные сейчас.
— Как вы относитесь к творческим экспериментам? Пробуете в своей работе новые форматы?
— Я за этим, грешен, не слежу. Не отрицаю необходимость экспериментов. Но, на мой взгляд, всё-таки важна академическая база.
Простите, я не понимаю, что такое рэп и почему он так популярен. К счастью, вижу, что люди всё больше тянутся к настоящему искусству.
— Но при этом вы выступаете не только в залах, но и на больших уличных мероприятиях. Это же для вас не совсем обычный формат?
— Да, есть традиционные уличные площадки, например на острове Татышев. Люди ждут открытых концертов, следят за афишей. Хороший день, тёплый вечер, звучит прекрасная музыка…
В 2005 году в Чикаго я видел огромную открытую площадку, где на эстраде выступали музыканты, а на газоне, размером в несколько футбольных полей, располагались зрители. Акустика великолепная. Люди приходили, садились на траву, стелили коврики, доставали бутерброды. Я не сторонник такого, но почему бы иногда не проводить подобные концерты? Для них готовится специальная программа, куда входит музыка хорошего настроения. Но всё же полноценное творчество начинается с концертного зала. Недавно прошёл концерт в органном зале. Ещё раз убедились, что музыка должна звучать в помещениях, для этого созданных. В костёле эти произведения по-настоящему проникают в душу человека.
— Если не музыка, то что бы могло стать делом всей жизни? Что бы вы могли любить так же?
— Мой отец работал микробиологом, в семье по его линии было много врачей, возможно, я бы выбрал медицину. Наверное, мог бы и рисовать, мне это нравилось.У каждого из нас есть много траекторий, по которым может развиваться судьба. Важно угадать. Самое главное, чтобы человеку было интересно жить и работать.
Комментарии
Леонид Жуковский, дирижёр Красноярского камерного оркестра, художественный руководитель Сибирского юношеского оркестра:
— Я познакомился с Михаилом Иосифовичем больше тридцати лет назад. Мои родители привели меня в музыкальный лицей при Красноярском государственном институте искусств, когда мне было шесть лет. Проходило прослушивание, на котором присутствовал Михаил Иосифович. Я что-то играл на фортепиано, пел, а он сказал, что мне нужно учиться на скрипке. Через четыре года я попал в класс профессора Бенюмова, после лицея продолжил своё обучение в академии музыки и театра. И порядка двадцати лет работаю Красноярском в камерном оркестре под руководством Михаила Иосифовича. Благодарю судьбу за то, что она связала меня с такой личностью, как он.
Даниил Шестаков, артист Красноярского камерного оркестра:
— С двенадцати лет я учился в классе Михаила Иосифовича, мне повезло стать его учеником. Я закончил наш красноярский институт искусств и считаю ещё одним везением — попасть в оркестр. Мы учились у маэстро, равнялись и равняемся на него. Он всегда отдаёт себя работе без остатка. Для меня оркестр — это и удача, и счастье. В том числе и личное. В коллективе я встретил свою будущую жену, а оркестр стал для меня второй семьёй.
Михаил Иосифович для меня наставник не только профессиональный, но и духовный. Его мудрость часто помогает мне в жизни. Особенно запомнились гастроли в Норильске, где Михаил Иосифович давал концерт вместе с супругой Ларисой Маркосьян. Лариса Владимировна обладает чуткой интуицией как музыкант — это настоящий дар. Когда они выступали вдвоём — это было волшебство. Они играли скрипичные миниатюры, а я время от времени смотрел на лица оркестрантов и замечал слёзы на глазах. Когда закончился вечер, мы почувствовали потрясение. Как будто ошарашили чем-то хорошим, но в то же время и тяжёлым. Я начал понимать, с кем имею дело. Поверьте, я слышал много скрипачей, но Михаил Иосифович в дуэте с Ларисой Владимировной тогда не просто тронули наши души, а заставили многое переосмыслить.
Досье
Михаил БЕНЮМОВ
Скрипач, дирижёр, педагог, искусствовед.
Дата и место рождения: 5 марта 1948 года, Киев.
Образование: начал заниматься на скрипке в пять лет. В Киеве по классу скрипки обучался у Григория Ямпольского. Продолжил образование в Москве, в Российской академии музыки имени Гнесиных, пройдя все этапы: специальную и высшую школы, ассистентуру, аспирантуру.
Карьера: один из первых преподавателей Красноярского государственного института искусств. В 1982 году Михаилом Бенюмовым была создана кафедра струнных смычковых инструментов. Концертную деятельность ведёт с 1971 года как скрипач-солист, камерный исполнитель и дирижёр.
Основатель и художественный руководитель Красноярского камерного оркестра. С 2001 года — художественный руководитель Международного фестиваля камерно-оркестровой музыки “Азия — Сибирь — Европа”.
Признание: заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, почётный гражданин Красноярска. Награждён памятным знаком “За служение на благо города Красноярска”, знаком отличия “За заслуги перед городом Красноярском”, почётным знаком “Общественное признание” Законодательного собрания Красноярского края. Обладатель медали Страдивари и почётного знака города Кремона (Италия) за высокое профессиональное мастерство, развитие и укрепление культурных связей. Маэстро присуждена Государственная премия Красноярского края имени И. В. Шпиллера в области музыкального искусства.
Фото: личный архив Михаила БЕНЮМОВА