Проспект культуры
В музее В. Сурикова открыта выставка «В стране Изумрудного Будды»
Экспозиция посвящена 125-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Королевством Таиланд.
“Восток — дело тонкое”, — сказал товарищ Сухов в нетленной киноленте “Белое солнце пустыни”. Действительно, восточные страны, их культура и философия сильно отличаются от привычного нам уклада. В этом могут убедиться посетители выставки “В стране Изумрудного Будды”, которую представляют Российская академия художеств и Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова.
В конце XIX века будущий император Николай II отправился на крейсере “Память Азова” в Сиам по приглашению короля Чулалонгкорна-Рамы V. Визит цесаревича преследовал не только государственные интересы, но и воплощал заветную детскую мечту Николая — своими глазами увидеть чудеса, которыми славится эта загадочная земля. С того визита началась 125-летняя история дипломатических отношений двух великих народов. Этой дате и посвящена выставка, которая, по мнению методиста по музейно-образовательной деятельности, экскурсовода Алёны Синашовой, максимально широко раскрывает менталитет таиландцев.
— Многое в культуре страны связано с религией и легендами. Гостей экспозиции встречает слон, и не случайно — этот артефакт нашли на территории Таиланда. Существует притча, будто матери Будды приснился сон, где слон подарил ей белый цветок лотоса. Так это животное стало символом королевской власти, — поясняет экскурсовод.
Интересно, что перед артефактом на подставке насыпаны рубли и копейки. Оказалось, их стихийно стали оставлять посетители — на удачу. Со слонами связана ещё одна интересная история. Картина “Жаркий летний день” раскрывает сюжет о купании королевских животных.
— Художники зашли на территорию слоновника, начали делать зарисовки, а маленький слонёнок оказался очень ласковым и общительным, выпрашивал фрукты и не давал работать. Мама-слониха пыталась призвать его к порядку, но без толку, потом уже монахи старались увести малыша — именно этот момент и нашёл отражение на полотне, — рассказала Алёна.
Животные — неизменная часть культуры Таиланда. Керамические обезьянки от Светланы Магутиной производят впечатление чего-то весёлого и радостного, хотя эти животные доставили немало неприятных моментов.
— Был не пленэр, а экспедиция, которая априори проходит в более сложных условиях, — рассказывает Алёна. — Художники следуют по определённому маршруту, и если их заинтересовала какая-то локация, то они останавливаются и буквально в походных условиях там живут, пока не выполнят задуманное. Так, во время одной из стоянок на лагерь регулярно делали набеги “местные жители” —громили лагерь, попрошайничали и даже воровали что-то из приглянувшегося. Но художница всё же показала такие черты характера животных, как непосредственность и любопытство, поэтому обезьянки выглядят очень милыми.
По словам Алёны Синашовой, коллекция экспонатов формировалась 15 лет двумя кураторами, академиками Российской академии художеств Михаилом Шишиным и Владимиром Анисимовым, который сопровождает выставку, является её идейным вдохновителем, а также организатором поездок в Таиланд. Все представленные экспонаты — работы российских художников.
В зале в первую очередь в глаза бросаются два колеса, по состоянию которых заметно, что это не бутафория. Одному из них 90 лет, другому — 130. Колёса отдавали на дрова, но российские художники их выкупили. На одном колесе куратор выставки Владимир Анисимов выполнил тонкую скульптурную резьбу по окружности неходовой части с обеих сторон, а на втором — акриловую роспись, раскрывающую цикл земной жизни Будды в разных ипостасях.
На стенах можно увидеть полотна, которые визуально подходят больше храму, чем музею.
— Художница показала колесо Сансары, жизненный цикл человека. Это стилизация буддийских храмовых росписей. Личный опыт общения с монахами она перенесла в свою работу. Каждая часть имеет название и несёт свой смысл — от рождения, познания жизни, становления личности, смерти и перерождения.
Каждая картина, статуя или артефакт, представленные в экспозиции, таят в себе множество смыслов, не всегда очевидных. Например, потребовалось пояснение экскурсовода, чтобы понять один из сюжетов.
— Из древнего города вывозили в новую столицу, Бангкок, глиняную скульптуру Будды. Во время транспортировки от статуи откололся кусочек, и жители увидели, что глина скрывала фигуру из чистого золота, которую считали давно утерянной, — поделилась экскурсовод.
Название выставки выбрано не случайно — сама статуя Изумрудного Будды находится в Бангкоке в храме Ват Пхра Кео, построенном специально для её размещения. В экспозиции представлены виды фигуры в разные периоды времени — члены королевской семьи сами переодевают её в живописные накидки.
— Скульптура выполнена не из изумруда, а из жадеита, камня зелёного цвета, — отметила Алёна. — У нас один из экспонатов представлен также и в стекле. Изготавливается определённая форма, в которую заливается расплавленный материал. Затем трафарет аккуратно разбивается, и стекло остаётся в застывшей форме.
Есть и произведения красноярских авторов — Константин Войнов представил триптих “Путь”.
— Это не просто живопись, а целый философский трактат, раскрывающий в трёх частях идею поиска источника счастья и вдохновения. В первой части “Фонарь” мы видим туманный путь, по которому нам лишь предстоит пройти, нашу цель. На втором полотне “Ступени” изображена истоптанная лестница, ведущая к чему-то неизведанному. Третья картина “Источник” отображает скульптуру водоёма с фигурой монаха, в руках которого находится соединённый символ мужского и женского начала, через который в чашу поступает вода, переполняя его. Мы можем подставить руки и умыться после долгого пути. Начало же водоёма от нас всё ещё закрыто, то есть ещё есть куда стремиться, — рассказала экскурсовод.
Выставка будет работать до 21 мая в художественном музее имени Сурикова (пр. Мира, 12).
Из Красноярска экспозиция отправится на восток страны — в Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Владивосток. Итоговую выставку откроют в музее Востока в Москве.