Экология
Простого решения нет. Нужно объединяться
Ещё 29 российских городов включены в федеральный проект “Чистый воздух”.
Новички должны приступить к предметной работе уже первого сентября, и поэтому Минэкологии РФ решило собрать всех участников этого проекта и провести обмен опытом — дабы снова “не изобретать велосипед” и “не наступать на старые грабли”. Местом сбора стал Красноярск, где работа по снижению вредных выбросов идёт сразу по всем основным направлениям.
В итоге в стратегической сессии Красноярского экономического форума, которую назвали “41 метр над уровнем неба: “Чистый воздух” расширяет границы”, приняли участие представители почти трёх десятков российских регионов. Такое мероприятие в нашем городе проводят впервые.
Среди городов — участников федерального проекта более половины находятся в Сибири, более того пять — из нашего края. К Красноярску и Норильску добавили Ачинск, Минусинск и Лесосибирск. Из ближайших соседей в федеральную программу вошли Абакан и Кызыл. Задача перед вступившими дополнительно в проект городами стоит масштабная — до 2030 года снизить количество вредных выбросов в атмосферу в два раза.
Первый шаг, который нужно сделать всем новичкам, — официально установить квоты на вредные выбросы для промышленных предприятий и местных теплоэлектростанций. По мнению экспертов, задача не такая простая, как кажется на первый взгляд: есть разные методики того, как считать, какие источники выбросов надо учитывать? Таких вопросов ещё много.
— Мы рассчитываем, что регионы, которые уже прошли тернистый путь квотирования выбросов, набили огромное количество шишек и в итоге выработали решение, расскажут об этом новым участникам, — заявил в своём вступительном слове Максим Корольков, руководитель ФП “Чистый воздух”.
Красноярск, где к 2026 году нужно снизить вредные выбросы на 20 процентов, установил квоты для промышленных предприятий ещё в 2019 году. Учитывая, что крупные компании начали заниматься экологической модернизацией своего производства задолго до запуска проекта, результаты неплохие. Общая стоимость программы “Чистый воздух” в нашем городе составляет более 59,4 миллиарда рублей, и основная часть этих средств — затраты предприятий на снижение промышленных выбросов.
Не углём единым
Максим Корольков обратил особое внимание участников сессии на то, что экологические проблемы большей части присоединившихся к проекту городов возникли из-за использования угля для отопления и выработки электричества.
Один из таких ярких примеров в нашем крае — Минусинск. В городе, где нет крупных промышленных предприятий, регулярно объявляют режим “чёрного (по факту — угольного) неба”. Это уже сказывается на здоровье населения. По данным Андрея Первухина, главы Минусинска, за последние годы в городе почти в два раза выросло количество онкозаболеваний, и основной прирост дают болезни дыхательной системы. Очевидно, что город надо переводить на другие виды отопления.
Однако, как показал опыт “старых” участников проекта, здесь нет простых решений. Другие системы отопления — централизованное, газовое, угольными или древесными брикетами — заметно дороже. Все участники сессии считают, что без участия государства решить эту задачу не получится — необходимо субсидирование. Где именно это даст максимальный эффект — нужно разбираться.
Газ нам поможет?
Многие эксперты считают, что оптимальным (по соотношению “цена — эффект”) решением проблемы чистого воздуха в крупных городах могла бы стать комплексная газификация.
— Речь идёт о переключении угольных котельных и частного сектора на газовое топливо, модернизации общественного транспорта, ряде других направлений,— уточнил Максим Корольков. — Однако для этого в первую очередь нужно решить задачу по развитию газораспределительной инфраструктуры. У нас, помимо традиционного строительства трубопроводов, есть интересные программы по социальной газификации. Например, в Чите сейчас создаётся система автономной газификации, где планируется завозить в город СПГ (сжиженный природный газ. — Прим. автора), восстанавливать его и далее распределять по жилому сектору.
Задачи такого уровня обсуждали на каждом из четырёх круглых столов, которые прошли в рамках стратегической сессии. Говорили об эффективной работе объектов ТЭК, выбросах автотранспорта и частного сектора, создании систем автоматизированного контроля вредных выбросов в промышленности. В итоге была выработана резолюция сессии, куда вошли все значимые предложения по снижению вредных выбросов в городах.
Акцент
Федеральный проект “Чистый воздух” запущен в 2018 году. В числе первых 12 его участников были Красноярск и Норильск. Благодаря этому проекту работа по снижению количества вредных выбросов в атмосферу нашего города стала более упорядоченной. Местные власти, руководители крупных промышленных предприятий, энергетики согласовали планы по модернизации системы теплоснабжения в муниципалитете, реконструкции производства, переводу частного сектора с угля на более чистые виды топлива, переходу общественного транспорта на электричество и машины с новыми моторами. Итоги этой работы будут подведены в 2026 году.
Красноярск должен снизить объём вредных выбросов в атмосферу на 25,4 тысячи тонн. Это более 20 процентов от уровня 2017 года.
Комментарии
Павел Борзых, министр экологии Красноярского края:
— У нас есть и достижения, и ошибки, и задачи, которые до конца ещё не выполнены в Красноярске и Норильске. Однако у нас есть решения для самых разных проблем. Как вы знаете, в Красноярске большая транспортная инфраструктура, целый ряд крупных предприятий и частных домов хватает. Ещё мы живём в котловине, и Енисей у нас не замерзает. Работать приходится по всему этому комплексу экологических проблем.
Павел Гудовский, председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края:
— Такие сессии нужно проводить регулярно. Здесь идёт свободный обмен мнениями и можно проработать самые смелые идеи. Сейчас уже всем очевидно, что простого решения экологических проблем наших городов нет. Нужна коллаборация всех заинтересованных сторон. Здесь присутствуют эксперты практически со всей России — с запада на восток и с юга на север. У нас сейчас есть возможность,опираясь на уже имеющий опыт, “откатать” какую-то практику и затем реализовать её, естественно, с учётом местных особенностей.