Проспект культуры
В Красноярском драматическом театре имени Пушкина продолжается подготовка к премьере по роману Нодара Думбадзе
Свет на сцене — главный волшебник в театре.
До премьеры спектакля “Я, бабушка, Илико и Илларион” остаются считанные дни, первые показы состоятся в Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина в следующие выходные. Вместе с постановочной группой мы прошли практически все этапы создания спектакля. Но есть одна составляющая, над которой всегда работают накануне премьеры. Это создание света на сцене, его называют главным волшебником в театре.
Художником по свету в данной постановке стал Андрей Козлов. “С режиссером Дмитрием Турковым мы уже были знакомы, вместе выпустили несколько спектаклей. Друг друга понимаем, — говорит он. — Когда началась работа над постановкой, мы обсудили концепцию. Дмитрий рассказал, каким видит свет. На тот момент ещё не было декораций и костюмов, были только идеи”.
Тогда же, на старте, авторы постановки: режиссёр, композитор, сценограф, художники по костюмам и по свету, собрались на импровизированный техсовет.
— Пока идёт обсуждение идей и настроений спектакля, можно выступить с предложением, — рассказывает художник по свету. — На этой встрече нам показали первые эскизы. Я предложил сделать крышу (это часть декораций. — Ред.) прозрачной, чтобы не перекрывать софиты — мой инструмент. Идею одобрили. Крышу сделали пробивную, через неё будем рисовать лучами.
Практическая работа со светом начинается в последние дни.
— С десятого апреля у нас запланирована репетиционная неделя, когда выйдем на сцену со всеми декорациями, артисты будут в костюмах. Посмотрим спектакль, обсудим принципиальные вещи, — говорит Андрей Козлов. — Конечно, сейчас в голове уже сложилось понимание, каким будет свет. Продумываю, каким образом расставить приборы на сцене, чтобы их не сбили фурки, чтобы артисты могли проходить мимо. Когда отсмотрим спектакль, пойму мизансцены — расположение актёров на сцене в разные моменты. Составлю партитуру света.
В световой партитуре подробно прописано, каким должно быть освещение в каждой картине. Бумажная версия переносится в электронный вариант, чтобы потом управлять светом с помощью специального оборудования. Андрей отмечает: оснащение драматического театра — одно из лучших в стране.
Пульт управления светом большой сцены находится в зрительном зале. Специальная программа позволяет внести в память устройства последовательность картин и то, что должно происходить со светом в каждой из них.
— Это называется кью-лист, каждая строчка в нём — картина, — поясняет Андрей. — Специалист следит за действием на сцене, сверяется с бумажной партитурой, в нужный момент делает переход от одной картины к другой: нажимает на кнопку, освещение меняется. В одной мизансцене может быть несколько картин, всё зависит от спектакля. Например, в постановке “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” 237 смен картин за три акта.
Кью-лист программирует оператор пульта. Иногда должности художника по свету, оператора пульта и осветителя в театрах унифицируется, все работы выполняет один сотрудник.
— Как оператор пульта я участвую в выпуске практически всех спектаклей театра. При подготовке данной постановки тоже буду участвовать в записи программы. Мне важно, чтобы получилось идеально, ведь это мой родной театр, родная сцена, — говорит Андрей Козлов. — В целом на постановку света уходит пять — семь дней. Конечно, если есть понимание, какими будут декорации, одежда сцены, костюмы, реквизит. Как в данный момент. Но были выпуски, когда мне нужно приступать к работе, а декорации не готовы.
Всех секретов, каким будет свет в новом спектакле, Андрей не раскрыл, поделился лишь некоторыми нюансами: “Есть чёткая установка: мы не показываем ни село, ни город. Не пытаемся делать реализм, создаём иллюзию”.