Персона
Герой России космонавт Александр Лазуткин в День космонавтики встретится с красноярцами
О знаменитом отце рассказывают его дочери Евгения и Наталья.
Самый главный в жизни человек для каждого из нас, безусловно, отец. Он ведет нас по жизни, ненавязчиво направляя в нужную сторону, учит мыслить, любить, мечтать… Мы изо всех сил стараемся быть достойными его уважения. И бесконечно любим его.
Тяжёлый рейс
— Он удивительный. Мечтатель. С ним всегда интересно порассуждать на философские темы. Он спокойный, терпеливый и очень любящий. У него есть какой-то свой мир, в котором он хорошо себя чувствует. Мир, в котором он даже на других людей смотрит как-то по-другому. Я ни разу не видела, чтобы он злился, с кем-то ругался или как-то выражал свою агрессию, и в то же время есть в нем внутренняя сила.
Так тепло рассказывает о своем отце Евгения – дочь известного российского летчика-космонавта, Героя России Александра Лазуткина. Она удивительно похожа на отца как внешне, так и внутренне. То же «олимпийское» спокойствие, открытая, доброжелательная улыбка, та же скромность. Жене еще не было восьми лет, когда Александр Лазуткин с командиром экипажа ЭО-23 Василием Циблиевым стартовал в свой первый (и, как потом окажется, единственный) космический полет на станцию «Мир». Она хорошо помнит, как они с мамой и старшей сестрой Наташей провожали папу в Звездном городке, как возлагали цветы к памятнику Юрию Алексеевичу Гагарину, как она рыдала, осознав, что они не увидятся с папой целых полгода – огромный срок для маленького человечка! Как дала ему на счастье самое дорогое, что у нее было, – маленького игрушечного медвежонка и космонавтика. Игрушки Александру Ивановичу пришлось провозить «контрабандой», спрятав в объемные «космические» сапоги, ведь вес личных вещей, которые космонавт может взять с собой на станцию, очень ограничен. Эти бесхитростные детские «амулеты» помогли ему не впасть в отчаяние в этом тяжелом, изнурительном и даже смертельно опасном полете. За полугодовую экспедицию космонавтам пришлось испытать около 100 отказов техники, пережить утечку ядовитого этиленгликоля (охлаждающая жидкость в системе терморегулирования) и даже тушить пожар, вероятность которого, по подсчетам специалистов Центра управления полетами, была ничтожно малой.
Станция «Мир» на тот момент (1997 год) уже отслужила 11 лет, срок ее эксплуатации истек, а вместе с этим истек и срок службы многих систем жизнедеятельности. Бортинженеру Александру Лазуткину приходилось бесконечно что-то чинить, искать в трубах с этиленгликолем коррозийные места величиной с игольный прокол. Также космонавты терпели 35-градусную жару и переизбыток углекислого газа, когда отказал прибор, предназначенный для его удаления. Но и на этом их злоключения не закончились. Через четыре месяца космической командировки в результате соударения с грузовым кораблем «Прогресс» произошла разгерметизация станции. За 20 минут резервного времени космонавтам удалось изолировать поврежденный модуль и тем самым не только спастись самим, но и сохранить «Мир» в работоспособном состоянии.
Сколько переживаний выпало на долю семей Василия Циблиева и Александра Лазуткина! Ведь прямой связи с космонавтами на станции «Мир» по мобильному телефону тогда еще не было. И новости из космоса они узнавали, как и все, через средства массовой информации. А как наш брат журналист любит нагнетать ужас своими громкими заголовками, никому объяснять не надо. И пока дозваниваются до специалистов ЦУПа, которым, конечно же, не до переживаний жен космонавтов, пока те разбираются, что и как, столько времени проходит! А ведь что такое пожар в замкнутом пространстве, да еще в 400 километрах от Земли — хорошо понимают все. Понимают, что стенки станции толщиной в полтора миллиметра могут просто не выдержать высокой температуры, а за ними – космос, вакуум. В случае разгерметизации спасительный воздух выйдет очень быстро, и тогда – неминуемая гибель.
— Нас, детей, старались оберегать от этой информации, но мы видели, как переживают мама с бабушкой, как тревожно прислушиваются к любым новостям из космоса, и было страшно, — признается Наталья, старшая дочь Александра Лазуткина. И таких тяжелых, волнительных ситуаций было много.
Встречи космонавтов с семьями, как бы мы сейчас сказали, «онлайн» были нечастыми – раз в 2–3 недели. Готовились к ним с большим волнением.
— Это всегда была целая история, — рассказывает Евгения Лазуткина. — Мы собирались, наряжались, садились в машину, приезжали в ЦУП. С микрофончиком сидели там, разговаривали с папой. Это было очень трогательно. Мама старалась сдерживаться, а мы с Наташкой первое время рыдали. Помню, однажды были проблемы со связью, мы их слышим, а они нас нет. Я говорю папе: «Привет!» — а ответа нет. Это было тяжело…
Зато с какой радостью и огромным облегчением родные встречали своих дорогих космонавтов после окончания их «небесной командировки».
— Встречали на аэродроме Чкаловском поздно ночью. Приехало множество корреспондентов. Была огромная радость, — вспоминает Наталья.
На старте плакали
Родились обе дочери Александра Лазуткина в один день – 14 марта. С разницей в пять лет. Всегда в этот день в их доме полно гостей, подруг и друзей девчонок. У них вообще много по-настоящему близких людей. Девушки очень открытые и общительные, «звездная болезнь» — это не про них. О том, что у них «звездный» папа, Женины одноклассники узнали случайно, когда учительница пригласила Александра Лазуткина выступить на уроке в День космонавтики. Сначала даже не поверили, спрашивали: это правда настоящий, «живой» космонавт?
Александр Иванович – сам фанат космоса — сумел «заразить» этой неизлечимой «болезнью» многих. Он часто выступает в самых разных аудиториях в разных городах страны, его с интересом слушают и дети, и взрослые. Своих дочерей он тоже вовлекал в космонавтику. Профессия эта требует от человека полной самоотдачи, отнимает у него много времени и сил. Подготовка к полету длится годами. Тем не менее всё свое свободное время Александр Лазуткин посвящал семье.
— Папа уделял нам очень много внимания, все свободное время он посвящал нам с сестрой, — рассказывает Наташа. — Мы с ним куда-то ходили, строили шалаши, он учил нас разжигать костер, ориентироваться на местности, выживать в лесу. Меня брал с собой в Звездный городок, в Центр подготовки космонавтов, и я там познакомилась со многими космонавтами, узнала много интересного о профессии, увидела тренажеры, которые тогда казались мне волшебными. Пробовала сама покрутиться на «кресле Кука». Признаюсь, это малоприятные ощущения. Когда я была маленькой, хотела стать космонавтом, но потом поняла, что это не для меня. Но все равно я считаю, что это замечательная профессия.
Наталья Лазуткина все же решила посвятить себя космонавтике, поступила в МГТУ имени Баумана, на факультет «Специальное машиностроение». Вместе с другими студентами она участвовала в программе «Космическая одиссея», которую придумал ее папа – Александр Лазуткин. Самые яркие впечатления у нее остались от поездки на Байконур в 2006 году.
— Было много незабываемых приключений, мы ехали туда на машине. Байконур потряс. Представляете: огромная степь, ничего нет. И вдруг неожиданно «вырастают» строения, стартовые комплексы, огромный ангар, по телевизору это не впечатляет. Наблюдали вывоз ракеты-носителя из МИК, ее установку на стартовом комплексе и, конечно, старт. Идет обратный отсчет. Все вокруг в напряжении, чувствуется какая-то невероятная аура, энергетика единения. Это впечатляет! Особенно когда ты понимаешь, что для этого «волшебства» необходимо сделать (я к тому моменту закончила два курса университета и понимала, как это сложно с технической точки зрения). Я считаю это волшебством науки. За технику не волновалась, она надежная. Но в любом случае присутствует волнение. Мы с подругой плакали.
«Если очень захотеть…»
Дочери Александра Ивановича не стали строителями космических кораблей, посвятили свою жизнь психологии. Но всё так же любят космонавтику и совсем не против, если их дети (если захотят) когда-нибудь пойдут по стопам деда, продолжая космическую династию. У Александра Ивановича четыре внука и две внучки. Девочки – натуры творческие, танцуют, занимаются в театральной студии и, как говорит маленькая Аришка, мечтают стать «концертками».
Старший из внуков, Максим, мечтал стать космическим биологом, чтобы «изучать новые виды животных где-нибудь за пределами нашей планеты». Сегодня ему 11 лет, и он понимает, что не менее интересно изучать земную фауну, тем более что до встречи с инопланетными собратьями еще так далеко!
Младшие братья Лев, Юра и трехлетний Сашенька не определились со своими приоритетами, пока еще в поиске, но обожают, когда «деда-папа» (так они зовут Александра Ивановича) рассказывает им о космосе, показывает в телескоп Луну и планеты. Самые яркие и счастливые моменты, когда вся семья собирается на даче шумной и веселой компанией.
День космонавтики здесь – святой праздник. Правда, чаще всего собраться вместе 12 апреля не получается, Александр Иванович в этот день в разъездах. «Своим космонавтом» его считают в Якутии, Нарьян-Маре, Новосибирске и особенно в Красноярске, где он вот уже два десятилетия проводит различные проекты, главный из которых, конечно, «Космическая одиссея». Увлечь мальчишек и девчонок космонавтикой, зажечь в них искру любознательности, любовь к познанию этого бесконечного таинственного мира – главная задача опытного космонавта и космического мечтателя.
Вот и в этом году 12 апреля Александр Лазуткин будет в Красноярске. В нашем городе он проведёт целую космическую неделю. В его программе множество встреч со школьниками и студентами, журналистами и простыми красноярцами – читателями краевой научной библиотеки. Он примет участие в торжествах, посвященных Дню космонавтики, которые будут проводиться в Университете Решетнева и в Железногорской спутникостроительной фирме – АО «ИСС». Ждут его и ребятишки Канского детского дома имени Ю.А. Гагарина, где в этом году будет проходить Гагаринский фестиваль. Александр Иванович там частый гость. Дети хорошо знают и любят его и даже проводят турнир по мини-футболу его имени. И конечно, получат от знаменитого космонавта памятные призы.
А родные дети Александра Ивановича от всей души поздравляют папу с наступающим Днем космонавтики.
Наталья:
— Я желаю в первую очередь здоровья, чтобы его хватило на все его задумки, проекты. У него огромное количество идей, которые требуют воплощения. Папа всегда стремился пробудить у нас жажду познания, чтобы мы хотели узнавать что-то новое, могли анализировать свои поступки, решения, прививал нам всяческие навыки выживания на этой планете. Очень много пользы от его идей, они заряжают множество ребят. Хочется, чтобы у него всё получалось, чтобы воплощалось в жизнь всё, что он задумал.
Евгения:
— Конечно, наикрепчайшего здоровья, это действительно важно. Ставить перед собой новые цели и достигать их. И радоваться жизни. Для меня папа всегда был примером настойчивости, стремления к выбранной цели. И понимания того, что «если очень захотеть, можно в космос полететь».
Галина Яковлева, Москва — Красноярск
Досье
Александр Лазуткин совершил космический полет с 10 февраля по 15 августа 1997 года на орбитальной научной станции «Мир» вместе с летчиком-космонавтом РФ Василием Циблиевым и астронавтами Европейского космического агентства и НАСА. Этот полет вошел в историю мировой космонавтики как один из самых сложных. В 2005–2006 годах Александр Иванович проходил подготовку по программе Международной космической станции, однако из-за проблем со здоровьем был отстранен от полета.
В настоящее время Александр Лазуткин является заместителем генерального конструктора АО «НПП «Звезда имени Г. И. Северина», где производятся космические скафандры различного назначения, а также президентом АНО «Космическая одиссея». Он ведет активную работу с молодежью, передавая школьникам и студентам свои знания, является автором и руководителем уникального научно-образовательного проекта «Космическая одиссея», в котором молодые люди могут на практике попробовать себя в роли космонавта, пройти основные этапы общекосмической подготовки, побывать в Центре подготовки космонавтов и на космодроме. Проект реализуется в Красноярском крае.
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации, медалью «За заслуги в освоении космоса», медалью НАСА «За космический полет» и «За общественные заслуги».
Фото из семейного архива Лазуткиных.