Новости
Приказано уничтожить
Мусор, производственные отходы скапливаются на любом предприятии, вынуждая промышленников постоянно заниматься проблемой их утилизации. Лечебные учреждения к разряду промышленных отнести сложно, однако отходы врачебной деятельности, использованные материалы, естественно, накапливаются и здесь, в больничных корпусах. Медицинские отходы — тема, надо признать, деликатная, но, как добавляют экологи, вдобавок ко всему таящая скрытую угрозу, ведь из больниц, клинических лабораторий на воле могут оказаться болезнетворные вирусы, способные натворить больших бед.
Постановлением главы города, вступившим в действие еще три года назад, установлен порядок обращения с отходами, особо — с опасными отходами, в том числе ртутьсодержащими, биологическими и наиболее опасными отходами лечебно-профилактических учреждений.
Санитарные правила сбо-
ра, хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях предусматривают четыре класса опасности: А — неопасные бытовые отходы; Б и В — потенциально опасные и чрезвычайно опасные, инфицированные материалы, зараженные выделениями больных. К классу Г отнесены химические отходы, приближенные к промышленным токсическим отходам — это ртутьсодержащие приборы, а также просроченные лекарственные средства.
— Задача, поставленная перед нами, — поясняет заместитель главного врача ГКБ © 6 по санитарно-эпидемиологическим вопросам Валентин Наумович, — обеспечивать профилактику внутрибольничного инфицирования больных и персонала. Потенциально опасные и особо опасные отходы, перед тем как отправиться в специально установленные на территории больницы герметичные контейнеры, проходят обязательную дезинфекцию. Отходы инфекционного отделения, среди которых использованные шприцы, перевязочные материалы, биологические фрагменты, упаковываются в пакеты желтого цвета, чтобы их нельзя было перепутать с безобидными отходами класса А. Доступ посторонних лиц к этим контейнерам изолирован.
Наполненные контейнеры с больничной территории увозят работники специализированного предприятия, в цехах которого производится уничтожение опасного груза.
— За год наша больница утилизирует до 1 100 тонн отходов, — продолжает Валентин Наумович. — Из них порядка 120 тонн, не считая ртутьсодержащих, составляют отходы, потенциально опасные в эпидемиологическом отношении. Объемы, согласитесь, впечатляющие, и без поддержки городских властей решение вопросов обезвреживания медицинских отходов было бы крайне проблематичным. Такая реальная поддержка, надо признать, муниципальным лечебным учреждениям оказывается. В 2007 году городским бюджетом нашей больнице, например, было выделено на эти цели 320 тысяч рублей, что позволило вывезти для уничтожения 6,8 тонны опасных отходов. С 2008 года обеспечение в этой сфере ведется в более крупных масштабах. На 2009 год, например, для решения вопросов уничтожения опасных отходов муниципальным лечебно-профилактическим предприятиям города запланировано выделить около 16 млн рублей. Сопоставьте две эти цифры: первоначальные 320 тысяч рублей и 16 млн…
— К полномочиям органов местного самоуправления относится и организация сбора, вывоза, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов, — говорит заместитель начальника управления по охране окружающей среды администрации Красноярска Наталья Морозова. — Особое внимание уделяется работе с опасными отходами, позволяющей предотвратить случаи возникновения каких-то неблагоприятных последствий. В лечебных учреждениях могут скапливаться такие виды опасных отходов, как остатки органических тканей, ампутационные и другие материалы, содержащие возбудителей опасных заболеваний.
Санитарными правилами предписан особый порядок работы с такими отходами — их необходимо сжигать. В 2006 году в городе был введен в эксплуатацию специализированный объект по уничтожению опасных медицинских и биологических отходов, трупов домашних животных, птиц, мышей, крыс, биологических материалов. Он находится в удаленной от города зоне, в бывшем пос.
Индустриальном, и построен по последнему слову техники. Это пока единственный в городе объект, перерабатывающий и уничтожающий ртутьсодержащие и биологические отходы. Первым клиентом этого экологического предприятия по централизованному уничтожению медицинских отходов стала БСМП — крупнейшее лечебное учреждение города, где за год проходят лечение более 30 тысяч больных.
— Наша цель, — поясняет Наталья Морозова, — ввести такую практику во всех больницах, и на сегодняшний день практически вся сеть муниципальных лечебных учреждений охвачена этой работой. В этом году планируется вывезти для последующего уничтожения около 250 тонн опасных медицинских отходов, в 40 раз больше, чем в стартовом 2007 году.
Опасные грузы, поступившие из БСМП, отправляются в топку, а пепел, уже совершенно безопасный, поступает на полигон.
— В этом цехе производится термическое уничтожение, — поясняет генеральный директор ООО “Экоресурс” Евгений Шепелев, — а в соседнем размещены термохимические установки по демеркуризации ртутьсодержащих отходов, здесь осуществляется переработка ламп накаливания, загрязненного грунта. Мощности этого цеха позволяют принимать ртутьсодержащие отходы с территории всего Красноярского края, он и проектировался именно с такой целью: полностью решить эту проблему. Цех по демеркуризации сегодня задействован лишь на четверть, что касается цеха медицинских экологических отходов, он загружен примерно на 30 процентов, то есть имеющиеся мощности позволяют нашему перерабатывающему предприятию планомерно развиваться, выполняя свою основную задачу — оберегать внешнюю среду, обеспечивая экологическую безопасность горожан.