Новости

Три пишу - два в уме

Три пишу - два в уме

Три пишу - два в умеРоссийские школьные отметки устарели, считают многие преподаватели. “Традиционные “пятерки” и “четверки” не позволяют в должной мере оценить знания ученика”, — заявили педагоги на встрече с главой государства. Дмитрий Медведев согласился с этим мнением и предложил изменить существующую систему.

“Балльный” вопрос подняли во время встречи финалистов конкурса “Учитель года России” с президентом страны. Один из педагогов отметил, что нужно отходить от пятибалльной системы оценки знаний ученика, поскольку в ЕГЭ используется стобалльная. Дмитрий Медведев усомнился, что при такой системе можно просто и верно выставлять оценки, а вот десятибалльная шкала показалась ему вполне приемлемой и справедливой.

…В истории российского просвещения изначально, как и в Европе, существовала трехразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии 1737 года высший разряд обозначает очень хорошие успехи: “учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального”. Средний разряд — успехи “учения посредственного, мерного, нехудого”. Низший разряд — “учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого”.

Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, она чаще заменялась цифровой. В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась пятибалльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения. “Единица” означала слабые успехи, “двойка” — посредственные, “тройка” — достаточные, “четверка” — хорошие, “пятерка” — отличные. Эта традиционная для советского образования система сейчас применяется у нас и во многих странах постсоветского пространства, хотя в последние годы наметился отход от нее. Так, Белоруссия перешла на десятибалльную шкалу, а Украина — на двенадцатибалльную.

По действующим в нашей стране правилам школы могут самостоятельно устанавливать любую шкалу оценок. Об этом написано в законе “Об образовании” и типовом положении “О средней общеобразовательной школе”. Но в аттестат выставляются оценки пятибалльной шкалы. Такая практика уже существует в ряде учебных заведений. Так, часть учеников красноярской гимназии © 1 “Универс” несколько лет получает “другие” отметки.

— В 1993 году в нашей школе начался эксперимент: несколько старших классов стали заниматься по программе международного двуязычного образования. В 2007 году мы получили лицензию на обучение по программе международного бакалавриата, — рассказывает Евгения Скуратович, координатор проекта. — Все эти годы знания ребят, обучающихся в таких классах, оцениваются по семибалльной шкале. Нам пришлось перейти на нее, поскольку это универсальная система международной программы. Но теперь педагоги говорят, что так даже удобнее, поскольку пяти баллов не хватает, чтобы объективно оценить качество знаний ученика. Единственная сложность возникает при переводе итоговых отметок в пятибалльную систему при их выставлении в аттестат.

В результате при выпуске в одиннадцатом классе ребята получают стандартный аттестат. Тем же, кто выбрал программу бакалавриата и обучается двенадцать лет, выдают диплом международного образца, в котором помимо традиционных отметок стоят и “шестерки”, и “семерки”.

— Конечно, пятибалльная система устарела, — говорит Наталья Омелько, методист красноярского информационно-методического центра. — Любая оценка в ней весьма растяжима. Например, что значит “тройка”? “Три пишу — два в уме” или “Чуть-чуть не дотянул до четверки”? “Единицы” в принципе ставят крайне редко, так что по большому счету у нас работает четырехбалльная система. Кроме того, теперь школьники сдают единый государственный экзамен. А затем специалисты искусственно полученный балл превращают в итоговую оценку. Что тоже не очень правильно.

При этом Наталья Евгеньевна опасается, что если школы резко заставят перейти на новую систему указом сверху, возникнет хаос и непонимание. “У нас нет опыта, единых подходов к оценке знаний по иной схеме. Чтобы переход удался, нужен механизм снизу, а для этого необходимо время”, — говорит она.

Многие эксперты сферы образования считают, что оптимальной системой для России могла бы стать десятибалльная. “Сто баллов — с ума сойдешь подсчитывать. Двенадцатибалльная не годится, потому что мы не англоязычная страна, это у них там дюжины. Поэтому десятибалльная хорошо. Не было бы тогда “четверок с минусом” или “пятерок с плюсом”, — говорят они.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА