Общество
«Танец — это образ жизни». Игорь Горлов («Енисейские зори») рассказывает, как увлечь молодёжь народной культурой
Игорь Горлов своим главным наставником в профессии считает легендарного балетмейстера Михаила Годенко.
Школьником Игорь Горлов увлекался борьбой и показывал хорошие результаты. Однажды знакомые попросили его записаться ещё и на танцы — туда ходила их дочь, а пары для неё не было. Какое-то время мальчик успешно совмещал борьбу и хореографию. Но когда начались соревнования, пришлось сделать выбор. Одиннадцатилетний Игорь остался на танцах.
Стал сибиряком
В следующем году Игорь Горлов, художественный руководитель ансамбля “Енисейские зори” имени Г. М. Петухова отметит сорок пять лет творческой деятельности. И столько же времени он живёт в Сибири. Игорь Викторович — один из героев серии материалов “Городских новостей”, посвящённых Году педагога в России. В них мы рассказываем о наставниках, которые преданы своему делу и воспитали не одно поколение благодарных учеников. Это учителя общеобразовательных школ, спортивные тренеры, художественные руководители творческих коллективов.
Сам Игорь Викторович своим главным наставником в профессии считает легендарного балетмейстера Михаила Годенко, в коллективе которого он прослужил двадцать два года. Игорь Горлов родом из Запорожья, после окончания хореографической студии по специальности “артист балета” при ансамбле танца Павла Вирского и службы в армии он отправился в Москву.
— Я приехал в столицу, собрался в ансамбль “Берёзка”, — вспоминает Игорь Горлов. — Но друзья сказали: сейчас в Москве гастролирует ансамбль танца Сибири, попробуй туда. Я встретился с Михаилом Семёновичем, он посмотрел, сказал: «Если сделаешь документы быстро — возьму». Я успел, так и стал артистом этого коллектива и сибиряком.
Вместе с ансамблем Игорь Викторович несколько раз объездил всю страну. Он затрудняется даже сосчитать, сколько больших и маленьких городов посетили артисты. Много гастролировали и за рубежом. Везде зрители принимали коллектив с восторгом. К русской культуре в других странах был большой интерес.
— Гастролировали по девять-десять месяцев в году, три-четыре дня — и новый город, — вспоминает Игорь Викторович.
Уникальный опыт, полученный в коллективе Михаила Годенко, пригодился, когда Игорь Горлов сам стал педагогом.
“Могу и покричать”
В “Енисейские зори” Игорь Горлов попал по приглашению.
После Геннадия Петухова несколько лет коллективом руководила его супруга Тамара Игнатьевна. Она была дружна с супругами Горловыми и в итоге уговорила Игоря Викторовича стать новым худруком. С “Енисейскими зорями” он с 2001 года.
— Раньше это был самодеятельный коллектив. Постепенно ансамбль стал профессиональным, — рассказывает Игорь Горлов.
Сейчас “Енисейские зори” входят в число лучших и известных творческих коллективов края. Помимо концертов в Красноярске и гастролей по региону, выступления ансамбля можно увидеть на всех крупных массовых мероприятиях.
За красивыми яркими постановками многолетний труд. Репетируют артисты пять дней в неделю, плюс концерты. У танцоров высокая физическая нагрузка, сравнимая со спортивной. Трюки, которые солисты выполняют на сцене, требуют большого мастерства.
Игорь Викторович строгим педагогом себя не считает. “Но когда нужно, могу и покричать. Иногда нервничаю, если вчера разобрали движения, а сегодня — как и не было ничего”, — смеётся художественный руководитель. Самая большая похвала от него — “молодец”, самый гневный комментарий — “выйди из класса”. Он говорит, что всегда готов к сотворчеству, обсуждению, хотя творческие споры бывают эмоциональными. А самый главный эксперт для Игоря Горлова — его жена Лидия Дзьобак, народная артистка РФ, которая тоже опытный хореограф.
Передать энергетику
Интерес к русской народной культуре, к танцу был и остаётся высоким. И сегодняшнее поколение зрителей с удовольствием ходит на концерты и встречает артистов овациями. Всё-таки энергетика у народных танцев особая.
В репертуаре ансамбля несколько основных программ, которые включают около пятидесяти номеров, одна из самых масштабных — “Танцы народов мира”. В том числе есть постановки из золотого фонда Геннадия Петухова. Художественный руководитель открыт к экспериментам. Игорь Викторович говорит, что с уважением и интересом относится к разным танцевальным направлениям, но народное всё-таки ближе. Здесь, по его словам, много возможностей для творчества. Так, один из знаковых проектов коллектива — “Суриков. Эксперимент”. Это спектакль, где работы художника показаны хореографическом языком, в нём много и танцевальной лексики, и актёрской игры, световых и видеоэффектов. Так автор проекта пытается осмыслить наследие живописца и передать это через хореографию.
В планах — программа по рассказам Виктора Астафьева. Это масштабный и необычный проект, работа над которым уже идёт. Артисты исполнят на сцене произведения Виктора Петровича. Материал большой и интересный, и сейчас Игорь Викторович трудится над тем, как донести до зрителя то, что хотел сказать автор.
Большое внимание коллектив уделяет образовательной работе с детьми и подростками. Есть программы, рассчитанные именно на восприятие школьников. Так они знакомятся с культурой, традициями, историей костюма, разучивают основные движения.
— Конечно, то, что зрители видят на сцене, — это уже стилизованные постановки. Так, как номера исполняют профессиональные артисты, в деревнях не танцевали, но многие элементы пришли из народной культуры, а мы их уже обработали и осмыслили, — поясняет Игорь Викторович. — На сцене коллектив передаёт атмосферу, национальный колорит, энергетику, танцем рассказывает какие-то истории, знакомит с традициями. Темы, которые мы берём, вечные, а вот передать их можно по-разному. Идей всегда много.
По словам Игоря Горлова, танец для него — образ жизни. Тот, который он выбрал ещё школьником и ни разу не пожалел.
В тему
История коллектива “Енисейские зори” началась в 1969 году и связана с именем Геннадия Петухова, талантливого артиста и постановщика, создавшего первую программу для коллектива студентов Сибирского государственного технологического института.
Геннадий Петухов много лет был артистом Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири под руководством Михаила Годенко. В 1973 году “Енисейские зори” получили звание народного ансамбля. Во время гастролей зрители не верили, что так могут танцевать студенты.
В советский период коллектив выступал на сцене Кремлёвского Дворца съездов, был участником церемонии открытия и закрытия V и VI зимних Спартакиад народов СССР, XXII Олимпийских игр, XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.