Общество
В Красноярске 11 июня театр Пушкина представит премьеру спектакля «А сверху все видно»
Основой спектакля стал рассказ Виктора Астафьева «Бабушкин праздник».
Этот спектакль — повод поговорить о любви, доброте, понимании, напомнить о вечных ценностях. Так считает режиссёр постановки, артист Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина Борис Плоских. До премьеры деревенской трагикомедии “А сверху всё видно” считаные дни. Основой спектакля стал рассказ Виктора Астафьева “Бабушкин праздник”.
— Всё пространство здесь заполнено любовью. Надеюсь, зритель почувствует это, выйдет от нас с ощущением счастья, раздаст потом его родным и близким, — говорит Борис Плоских. — В произведениях Астафьева много христианских мотивов. Особенно дороги мне последние строки рассказа. “Старые и малые — все опять вместе, в тишине, в единстве и согласии — “там, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная”... Люди, которые навсегда покинули нас, не прощаются с этой землёй, с этим миром. Мы помним их, любим. Об этом хочется напомнить: вместе и те, кто ушёл, и те, кто здесь живет.
Режиссёр отмечает: нематериальные ценности сохранились именно в деревне — в её жителях, в простоте их отношений.
— Когда мы соприкасаемся с деревенским укладом, вспоминаем, что у нас есть эти богатства: доброта человеческая и близость, — рассказывает он.
Оформление малой сцены, на которой будет идти спектакль, простое и вместе с тем символичное. На заднем плане — панно, напоминающее нежное по тонам лоскутное одеяло. Каждый его кусочек — картина художника Леонида Баранова. У мастера необычное видение жизни деревни.
— По его работам заметно, насколько это светлый человек, — говорит режиссёр. — Леонид Баранов показывает доброту, смотришь на его картины и умиляешься. Через его полотна передаётся полётное ощущение: герои парят где-то между небом и землёй. Данный мотив использован и в названии спектакля.
Ворота, табуреты, сани — всё покрашено в белый цвет.
— Образ ворот символичен и многогранен, — объясняет Борис Плоских. — За ними находится мир, из которого появляются герои. Но заборы — это и наше внутреннее состояние. Нам постоянно приходится открывать ворота, чтобы идти друг к другу. В спектакле много музыки, используется связующий язык песни. Когда люди начинают вместе петь, происходит их единение”.
Елена Качкалова исполняет роль Авдотьи.
— Этот характер изломанный, точнее, даже перемолотый в такую пыль… В принципе, так жить, как жили эти люди, очень сложно, — говорит артистка. — За водой нужно сходить, дров нарубить, печь натопить, воду нагреть. Мы сегодня находимся в таких комфортных условиях по сравнению с ними. Они умели выживать и при этом радоваться, нести свет.
Бабушку играет заслуженная артистка России Галина Саламатова.
— Мой персонаж — русский человек, вынесший невзгоды войны, поднявший семью. Да, Бабушка бывает сердитой, но при этом она очень добрая, — рассказывает Галина Саламатова. — Она всех жалеет и понимает. И своего сына, сбившегося с пути, и родственников, и Леонтия.
Актриса поясняет: она сама выросла в деревне — “на лавочках с бабушками”. Поэтому так хорошо понимает и чувствует такие образы.
— Бабушка повелевает, но сразу начинает смягчать ситуации, — говорит она. — В спектакле у моей героини только один монолог, очень показательный. По сюжету она сначала давит на деда, а потом пытается помириться. “Бабушка ворота открывала… и всё разговаривала, разговаривала. “Может, с устатку выпьешь?” — предложила за ужином и примчала из горницы шкалик”. Такая она — моя Бабушка.
АКЦЕНТ
Премьерные показы спектакля “А сверху всё видно” состоятся 11 и 18 июня. Это не единственный подарок зрителям Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина к концу сезона. На большой сцене 10 и 11 июня представят премьеру драмы “Коварство и любовь”.