Новости

Напасть такая - триатлон

Напасть такая - триатлон

Напасть такая - триатлонОказывается, красноярские любители триатлона знают, как продлить себе лето. Вот уже в течение восьми лет они, варьируя состав, совершают не всем понятный финт: оформляют на работе отпуска, упаковывают велосипеды и летят в октябре на турецкий средиземноморский курорт Алания — для участия в этапе Кубка Европы. Одной из участниц такой поездки стала увлеченная триатлоном автор этих строк.

Мыльная опера

“…И вот так каждый год 31 октября мы с друзьями улетаем из Турции” — любительская видеокамера “приближает” пепельного блондина с бронзовым загаром. В одной руке он держит сумки с колесами от велосипеда, в другой — сладости и что-нибудь из “Дьюти фри” — пытается махать: “Прощай, море!”.

Всего через пару дней он придет (обязательно в белом!) в Красноярске в свой рабочий кабинет и начнет рассказывать, как это было классно — нежиться на солнце, нырять за крабами и наматывать километры по отличному турецкому шоссе.

Этот сериал — “Красноярские триатлонисты в Алании” — стартовал в турецком прокате в 2002 году. В пилотной серии принимали участие три человека — тот самый “пепельный блондин” Владимир Мусиенко (в то время еще не нюхавший настоящего “айронменовского” пороху, но к исходу года 2009-го уже имеющий семь полноценных “затяжек”), известный триатлонист-любитель Искандар Шахов, с ходу занявший тогда в Турции третье место, и многоуважаемый ветеран спорта из Дивногорска Геннадий Рожков.

По возвращении домой Владимир Мусиенко такую халяву — а осенью отдых в Турции комфортен и сравнительно недорог — конечно же, прорекламировал. Уже на следующий год список расширился до 20 человек, в нем были как спортсмены, так и “сочувствующие” спортивному режиму. Сезон-2009 собрал рекордно большую группу — турфирма оформила путевки на 42 человека, десять из которых собирались принять участие в соревнованиях!

В цвете

Надо сказать, что старт в Алании для начинающего триатлониста-любителя, покорявшего ранее лишь просторы своей необъятной, как переход от черно-белой картины к цветной. Вокруг все сияет, искрится, радует глаз. Ковровая дорожка в транзитной зоне — ярко-синяя. Стартовый створ — кричаще-оранжевый. Указывающие курс в море шары — вопиюще-красные… А сколько вокруг людей в красивой экипировке с велосипедами!

Сама я впервые побывала на турецком этапе Кубка Европы в 2007-м. До сих пор помню тот восторг, с которым наблюдала, нет, даже не за самим стартом — еще только за регистрацией на него. “Вот что есть массовая физкультура и спорт!” — думалось мне. Когда сотни людей в свой же собственный отпуск и за свои же деньги съезжаются в одно место, чтобы так провести время!

Уже позже я узнала, что сотни — это так, лягушкин плевок. Что каждый из 22 официальных стартов серии “Айронмен” (а ведь есть еще неофициальные), а также все 40 “половинок “Айронмена” ежегодно собирают до 2,5 тысячи человек. Что слоты на участие в “Айронменах”, вроде австрийского, раскупаются на год вперед. Что за участие на этих стартах люди платят до 300 евро с носа, а прибавьте сюда экипировку — как минимум две пары обуви, гидрокостюм, комбинезон, разнообразные аксессуары, велосипед, проезд до места и проживание в отеле, в конце концов! Да зачем все это и что это за напасть такая — триатлон?!

А вот такая. Черт знает, как “им там” это удалось. Наверняка, все дело в том, что триатлон зародился на Западе и изначально должен был именно продаваться, иначе бы не выжил. Потому и ориентирован был в первую очередь на любителей — увлекающихся спортом взрослых людей, имеющих стабильный заработок и могущих потратить его часть на такое увлечение. Триатлон по сей день является единственным видом спорта, в котором на соревнованиях любого ранга наряду с профессиональными спортсменами (элита) выступают любители. Старты “Agegroup” (пользуясь советской терминологией — ветеранские, но давайте потихоньку забывать это слово?) могут проводиться либо вслед за гонкой элиты, как это происходит в Алании, либо за день перед ней — все зависит от ранга соревнований. Но без них — никуда, именно “эйджи” через стартовые взносы и приобретение спортивных товаров во многом обеспечивают существование индустрии триатлона.

Без границ

Откуда у них так много взрослых, состоявшихся людей, желающих столь долго плыть-ехать-бежать, и по каким норам такие люди прячутся у нас? С некоторых пор этот вопрос не дает мне покоя. Понятно, что процентов 80 участников любительских стартов — те, кто в детстве имел какое-то отношение к спорту. Но почему за границей подобный опыт перерастает у людей в осознанную потребность вести здоровый образ жизни, а в России “бывшие” бросают спорт раз и навсегда? Есть, конечно, и у нас физкультурники, но по сравнению с реалиями одной только Европы их единицы.

И все же российская специфика дает о себе знать. Движение происходит, причем откуда иногда не то чтобы не ждешь — и не помыслишь даже, что могут прийти! Вот и я, плененная стереотипом восприятия (триатлонист — значит сухой, поджарый, из циклического вида спорта прибывший человек), увидела однажды в нашем отеле двух молодых мужчин вполне приятной, но совсем не триатлонной наружности и решила: “Точно спортсмены, но точно не триатлон. При таких-то бицепсах…”.

Оказалось — чушь. Ростислав Ржебский и Вячеслав Белостоцкий — эти два питерца еще год назад отдавали явное предпочтение тренажерному залу, а сейчас штурмуют “олимпийки” одну за другой. Первый занимался в юности лыжами, в миру он — преуспевающий бизнесмен, владеет частной стоматологической клиникой. А вот второй прошел школу пауэрлифтинга и даже был замечен в бодибилдинге, что, согласитесь, для триатлониста совсем несвойственно. Работает инструктором в фитнес-клубе и, конечно, тренируется сам.

Оба еще год назад практически не умели плавать — научились. Нет шоссейника — не беда, проедем велоэтап на байке, ведь главное — сам процесс. Много мышечной массы для нормального бега? Эй, ребята-теоретики, все не так, мы не вес сбрасывать, мы функционалку подтягивать будем! И — вперед с открытым забралом. Потому что интересно.

И таких людей много в России, такие люди есть в Красноярске. Вот она, наша заветная десятка: ориентировщики Андрей Шарыгин (16-е место, возрастная группа 40+) и Сергей Сенченко (20-е место, группа 30+), Дмитрий Истомин (29-е место, 20+), лыжник, спонсор всех триатлонных соревнований в Красноярске Игорь Авдеев (четвертое место, 40+, и третье место в плавательном пятикилометровом марафоне) — все они дебютанты старта в Алании. Из бывавших здесь не раз Геннадий Рожков занял пятое место (60+), Константин Жуль — седьмое (40+), Владимир Мусиенко — шестое (50+). МСМК по зимнему триатлону Евгений Кириллов выступал летом, скорее, для тренировки и был бы вторым, не намудри турки с организацией. К старту в группе 20—29 лет, непонятно, по какой причине, были допущены элитные российские спортсмены-юниоры. Естественно, они взяли первое и второе места. Кириллов оказался четвертым.

Но на пьедестал красноярцы все-таки поднялись, реноме могучего края спас слабый пол. Второе место в своей категории заняла Лариса Жуль. Я же (сама скромность!) выиграла абсолютный зачет и после финиша была безумно рада тому, как прошла велоэтап. Удалось “усидеть” в быстро едущей мужской группе, что позволило оторваться на безопасное расстояние от главной соперницы, в прошлом году обошедшей меня на последнем этапе — беге.

Впрочем победа приятная, но вовсе не главная составляющая выступлений любителя. Так же как и некоторый художественный вымысел в этих “записках путешественника”. Ведь, честно говоря, никакими колесами перед видеокамерой замначальника Красспорта “пепельный блондин” Владимир Мусиенко не махал. Но ведь мог же помахать? Вполне мог. И загар у всех был настоящий, и турецкие сладости мы домой привезли. И, конечно, по приезде в Красноярск кто-нибудь, распаковывая велосипед после его скитаний по багажным отсекам, обнаружил царапину на раме… Ну и черт с ней!

 

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА