Новости
Новый счет
Пересмотр платы за жилищно-коммунальные услуги вызывает у граждан немало вопросов. Чем обосновано изменение платы за квартиру? Есть ли законодательный предел роста коммунальных сборов? И, наконец, кто именно поднимает тарифы?
Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо обратиться к новейшей истории коммунальной отрасли России. Ведь в процессе ее реформирования мы за короткий срок сделали скачок от государственных механизмов управления к рыночным отношениям. И все это не могло не отразиться на системе формирования платы.
Сегодня в наших платежках отражены два вида услуг — коммунальная и жилищная. И при формировании тарифов по каждой из них используются свои методы. Коммунальная услуга — это тепло, вода, канализация, электроэнергия, газ: то есть все ресурсы, которые мы потребляем. В среднем расходы по данным статьям составляют около 70 процентов от всего комплекса платежей (при этом основную долю в структуре коммунального платежа занимает теплоснабжение, то есть отопление и горячее водоснабжение). На сегодняшний день расчет платы за коммунальные услуги производится на основании тарифов, утвержденных для организаций — поставщиков ресурсов, в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства. Так, тариф на отопление утверждает краевой орган — Региональная энергетическая комиссия.
Платим за коммунальные услуги мы либо исходя из показаний приборов учета, либо (если счетчиков в доме или в квартире нет) по числу проживающих согласно нормативам потребления. Только отопление рассчитывается, исходя из площади квартиры. При этом не имеет никакого значения, являетесь ли вы собственником или нанимателем муниципального жилфонда, создали ТСЖ или же подписали договор с управляющей компанией. Правила и тарифы едины для всех и каждого.
Повышение платы за коммунальные услуги для граждан возможно лишь в рамках предельного индекса. 14 октября вышел приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, согласно которому увеличение платы за весь комплекс коммунальных услуг в 2010 году не должен превышать 15 процентов от тех сумм, которые мы платим сегодня. Однако это вовсе не означает, что и вода, и тепло, и электроэнергия “поднимутся” именно на 15 процентов. Может быть так, что за отопление мы станем платить на 14 процентов больше, чем сейчас, зато плата за другие ресурсы увеличится значительнее. Главное — чтобы в итоге повышение по всем коммунальным услугам не выходило за рамки 15 процентов.
На настоящий момент тарифы для ресурсоснабжающих организаций не утверждены, очевидно, это произойдет в ближайшее время. Но даже если тариф, по которому производится отпуск воды, тепла и других коммунальных ресурсов, возрастет более чем на 15 процентов, на гражданах это не отразится. Повышение платы за коммунальные услуги для жителей в любом случае не превысит установленный предельный индекс. А разница между отпускной стоимостью и покупной будет компенсироваться за счет бюджета — средства на это заложены в основном финансовом документе.
Кроме коммунальных, население многоквартирных домов оплачивает и жилищные услуги (в структуре платежей они занимают порядка 30 процентов). Этот комплекс включает в себя работы по содержанию общего имущества дома. В состав данного имущества входят все помещения и конструкции, не являющиеся частями квартир (лестничные площадки, лифты, чердаки, крыши, фундаменты, встроенные гаражи, технические подвалы, а также инженерное оборудование). Список этот включает в себя и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства. Все это на сегодняшний момент является общедолевой собственностью, за которую владельцы квартир несут совместную ответственность. Плата по всему комплексу жилищных услуг начисляется не от количества проживающих, а с площади занимаемого жилья.
Отдельный вопрос — кто именно устанавливает плату за оказание жилищных услуг. Во многом это зависит от формы собственности, а также выбора способа управления домом. И об этом мы поговорим подробнее.
Если квартира не приватизирована
Каждый год Красноярский городской Совет депутатов принимает решение, которое устанавливает размер платы за жилищную услугу. Однако распространяется оно только на тех горожан, которые не приватизировали квартиры и проживают в них по договору найма.
— В соответствии с Жилищным кодексом у органов местного самоуправления есть право устанавливать размер платы за жилое помещение только для нанимателей государственного и муниципального жилищного фонда, — говорит начальник отдела нормативного и тарифного регулирования департамента городского хозяйства Красноярска Наталья Шатрова. — Сегодня это не более 16 процентов от всего населения Красноярска.
Методика расчета, используемая при формировании решения городского Совета, позволяет выполнять необходимый набор работ на каждом доме: санитарную уборку мест общего пользования и придомовой территории, выполнение аварийных работ, подготовку здания к сезонной эксплуатации. В ежегодное повышение заложена инфляционная составляющая (по прогнозам, в следующем году ожидается рост индекса потребительских цен на 10,7 процента, а инфляция за этот год составляет 11,4 процента) и увеличение объема работ (в проекте, который рассматривает горсовет, заложен рост на 4,3 процента).
И еще один момент: если собрание собственников примет решение, которое приведет к экономии, и траты на жилищную услугу будут меньше, чем те, что предусмотрены решение городского Совета, то и платежи нанимателя снизятся. А вот если собственники на собрании решат увеличить финансовую нагрузку (к примеру, чтобы собрать деньги на ремонт двора), это бремя не отразится на нанимателе. Он продолжит платить за квартиру те суммы, которые ему начисляют по решению городского Совета. Все дополнительные траты за неприватизированную квартиру возьмет на себя муниципалитет, являющийся в данном случае собственником жилья.
Инструкция для собственников
И все же подавляющее большинство красноярцев приватизировали свои квартиры, в довесок к правам на жилье получив еще и обязанности по содержанию общего имущества. В первую очередь, согласно требованиям федерального законодательства, собственники выбрали способ управления. В Красноярске прижилось два варианта — управляющие компании и ТСЖ.
Передача собственниками управления домом в руки специализированной организации (управляющей компании) является, наверное, одним из самых популярных решений при выборе отношений в сфере ЖКХ. В соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ размер платы за жилуслугу в домах, находящихся под управлением таких организаций, определяется на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей компании.
В идеале после проведения обследований специалисты-коммунальщики должны составлять перечень необходимых работ (как по содержанию, так и по ремонту), а также указать их объемы и периодичность в соответствии с требованиями нормативной документации. К списку прилагается стоимость работ и соответствующие предложения о размере платы за жилое помещение, которые общее собрание жильцов должно либо поддержать, либо отвергнуть. К слову, собственники вправе сэкономить на каких-то услугах (к примеру, если после проведения капитального ремонта нет смысла собирать большие средства на ремонт текущий) или увеличить сборы.
Однако на сегодняшний день большинство управляющих компаний, формируя предложения по тарифам для владельцев квартир, опираются на решение Красноярского городского Совета для нанимателей. Вариант, конечно же, простой, но не самый объективный. Не случайно шестого марта министерство регионального развития РФ выпустило письмо, в котором напрямую указано, что управляющим организациям не стоит предлагать собственникам платить за жилищную услугу так же, как нанимателям. Причина очевидна — у каждого дома есть свои отличия, и даже типовые многоэтажки, построенные в одном году, могут иметь совсем разные проблемы: в одной нужно срочно ремонтировать проводку, а в другой течет крыша. И стоит это по-разному. В то же время плата для нанимателей отражает лишь минимальные расходы по дому.
В общем, если собственники хотят, чтобы плата за жилуслугу соответствовала потребностям именно их дома, они должны определить с управляющей компанией перечень работ и услуг, а потом провести общее собрание. А по окончании года потребовать отчет о проделанной работе. Впрочем все нюансы данного процесса будут зависеть от условий договора управления многоквартирным домом.
Похожая схема действует и в товариществе собственников жилья (там плату тоже устанавливает общее собрание членов ТСЖ на основе сметы доходов и расходов по предложению правления ТСЖ).
Право на поддержку
Наконец, остается еще один вопрос, который сегодня волнует многих красноярцев, — поможет ли в 2010 году власть тем людям, которые не в силах нести бремя коммунальных платежей?
— Да, краевой закон, согласно которому мы начисляем субсидии на оплату услуг ЖКХ, претерпел некоторые изменения, — говорит начальник главного управления социальной защиты населения администрации Красноярска Наталья Боброва. — Однако самые незащищенные категории населения в полной мере получат поддержку бюджета.
Закон края от 24.11.2009 © 9-4040 условно выделяет три группы семей, которые будут получать субсидии. В первую очередь это одиноко проживающие нетрудоспособные пенсионеры и инвалиды (в том числе супружеские пары). Для них в следующем году ничего не изменится: не менее 24 тысяч семей граждан данной категории (64 800 человек) будут иметь право на получение субсидий в прежнем объеме.
Вторая группа — семьи, состоящие из трудоспособных и нетрудоспособных граждан (пенсионеры, инвалиды) и детей (в возрасте до 18 лет либо студенты, обучающиеся по очной форме, в возрасте до 23 лет). К ним будет применена шкала доходности от 10 до 22 процентов. То есть в случае, если доход на одного члена семьи будет меньше величины прожиточного минимума, они станут платить за услуги ЖКХ не более 10 процентов от совокупного дохода.
Наконец, семьи, состоящие из трудоспособных и нетрудоспособных граждан, без наличия детей станут платить за услуги ЖКХ от 12 до 22 процентов от своего совокупного дохода.
Отметим, что переход на новую систему поддержки граждан будет плавным. Ведь свое право на субсидию красноярцы оформляют раз в полгода. И те, кто, согласно графику, сделал это в ноябре-декабре, могут пользоваться своим правом почти до середины следующего года.
P. S. Из всего вышеизложенного можно сделать два основных вывода. Первый заключается в том, что основное повышение приходится на комплекс коммунальных услуг. Расходы за потребление тепла, воды, электроэнергии занимают в структуре платежей семьдесят процентов. На процесс формирования тарифов в этом случае жители повлиять никак не могут, да и сэкономить в данном секторе довольно сложно. Единственный вариант — установка приборов учета, а также использование энергосберегающих технологий.
Второй вывод заключается в том, что у жителей, ставших собственниками, есть возможность самим решить, сколько они будут платить за жилищную услугу. Да, она составляет всего лишь тридцать процентов от квартплаты, но на самом деле это не такие уж маленькие деньги. И опять же, только от нас зависит, насколько грамотно они будут потрачены. Ведь важно не только определить основные направления расходов, но и добиться реализации всех планов. А потому необходимо требовать отчет управляющей организации или ТСЖ о проделанной работе, так сказать, сверять счета.
И, главное, помните: настоящие хозяева домов — это собственники квартир. По сути, 84 процента населения Красноярска.
Размеры платы за жилое помещение для нанимателей в 2009 году:
— плата за содержание и текущий ремонт — 11,74 руб./кв. м
— плата за лифт — 3,74 руб./кв. м
— плата за мусоропровод — 0,73 руб./кв. м
— плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов — 1,66 руб./кв. м
Планируемые размеры платы за жилое помещение для нанимателей на 2010 год:
— плата за содержание и текущий ремонт — 13,57 руб./кв. м
— плата за лифт — 4,30 руб./кв. м
— плата за мусоропровод — 0,80 руб./кв. м
— плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов — 1,82 руб./кв. м