Новости
Принцип сообщающихся сосудов
Уходящий год был непростым для департамента муниципального имущества и земельных отношений. Ведь кроме внутренних задач у этого подразделения администрации Красноярска есть миссия, важная для всего города, — наполнение муниципальной казны. Удалось ли справиться с задачей? Об этом мы беседуем с заместителем Главы города — начальником департамента Евгением Кирилюком.
— Евгений Васильевич, какие направления в своей работе вы считаете главными?
— Наверное, надо говорить о том, какими, на мой взгляд, являются наиболее важные направления в деятельности департамента. Я выделяю три основных задачи. Первая — создание комплексной информационной системы эффективного управления имуществом, землями и лесами, расположенными на территории города. Вторая — выработка и реализация единой политики формирования, использования и распоряжения собственностью города.
Решение этих двух задач позволит эффективно выполнять третью — наращивать поступления муниципального имущества в бюджет города.
Именно доходы бюджета — зримый результат нашей работы. Департамент является администратором восьми доходных источников. Если оценить итоги одиннадцати месяцев, то поступления составили более 1,5 миллиарда рублей. Много это или мало? В сравнении с прошлым годом — чуть меньше. А если быть точным, то разница составляет всего два миллиона. И это несмотря на кризис, который отразился в том числе и на наших доходах. Результат, надо сказать, неплохой, учитывая и тот факт, что в этом году в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства многие субъекты воспользовались и реализовали свое право на льготу по арендной плате за нежилые помещения (с применением коэффициента 0,8 к базовой ставке арендной платы). За 11 месяцев сумма выпадающих доходов из бюджета города уже превышает 21,6 миллиона рублей. В 2008 году этот коэффициент не применялся. И, как ни парадоксально, по ряду направлений департамент в этом году сработал лучше. Иначе разница в текущих и прошлогодних показателях была бы более заметной.
— Можно пояснить данную мысль?
— Проанализируем, какие источники поступлений в этом году оказались “провальными”. По статье “Арендная плата за земли города и поступления от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства” получено менее половины плановых доходов. Доходов от продажи земельных участков под жилищное строительство просто нет. Ситуация очевидна всем — из-за кризиса жилищное строительство в Красноярске фактически прекратилось. Спроса на землю для этих целей нет. Департамент градостроительства, в ведении которого предоставление участков для возведения жилых объектов, выставлял на торги 17 участков. Ни один из них продан не был. В итоге суммарные потери бюджета составили около 60 миллионов рублей.
Чуть больше, чем на треть (39,2 процента), выполнен план по статье “Доходы от реализации объектов муниципального нежилого фонда”. Еще меньше — около четырех процентов от прогнозируемого — поступления от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов. И здесь все понятно: у предпринимателей нет финансовых источников. Нет продажи нежилых помещений в рамках реализации Федерального закона © 178-ФЗ, нет и продажи земельных участков. Банки жестко ограничили выдачу кредитов и взвинтили проценты, естественно, упал спрос и на объекты городской собственности. А это — минус более чем триста миллионов из планируемых доходов.
Мы не можем “запустить” рынок, стимулировать спрос, если он отсутствует. Мы можем только стараться закрыть бреши за счет более эффективного использования того, чем располагает город.
— Это удалось?
— В значительной мере да. Так, за девять месяцев текущего года уже на 100 процентов выполнены показатели по получению дивидендов от акций, находящихся в муниципальной собственности. Неплохо выглядит ситуация с доходами от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных предприятий. С опережением идут сборы по арендной плате за земли города и поступления от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков. То же можно сказать и об аренде муниципального нежилого фонда и имущества. Очень серьезный потенциал роста в части арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности. Достаточно сказать, что если за три квартала прошедшего года по этой статье бюджет получил всего три тысячи рублей, то за тот же период текущего года — более семи с половиной миллионов. Все это позволяет надеяться, что сложная экономическая ситуация отразится на городском бюджете не в столь большой мере, как можно было бы прогнозировать на основе спада предпринимательской активности.
— И ведь при этом город печется не только об интересах казны, но и помогает тем же предпринимателям.
— Да. Красноярск — один из немногих городов в России, где сформирован перечень объектов для имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом © 209-ФЗ. При этом мы предоставили возможность предпринимателям, имеющим право льготного выкупа муниципального имущества, самим решать — выкупать площади или остаться под опекой города, включив помещения в этот перечень.
Что касается самого льготного выкупа, то отделы департамента, которые занимались подготовкой к реализации Федерального закона © 159-ФЗ, подошли к этому вопросу достаточно ответственно. Во всяком случае, подобрана вся нормативная и техническая база, которая позволяет предельно упростить процесс приватизации. Как показала недавняя конференция АСДГ, далеко не все российские муниципалитеты имеют сегодня столь внушительный “арсенал”, который позволяет разрешить практически все коллизии, возникающие при исполнении этого весьма непростого закона.
“Шагом навстречу” малому бизнесу можно назвать принятое недавно решение об отмене 20-процентного первоначального взноса при заключении договора купли-продажи в рамках льготной приватизации. У этого решения весомая цена — по предварительным выкладкам, бюджет 2010 года может недополучить около 60 миллионов рублей. Но мы, принимая его, учитывали и сегодняшние экономические трудности бизнеса, и мнения представителей предпринимательского сообщества. Мы рассматриваем эту меру прежде всего как стимул роста активности предпринимателей.
Из положительных моментов уходящего года отметил бы и либеральный подход федерального законодателя, позволивший “расшить” ограничения Закона о защите конкуренции. Сегодня мы имеем возможность без использования конкурсного механизма про-
длить многие договоры аренды муниципального имущества до 2015 года. Кроме того, имеем рычаги, позволяющие городу оказывать поддержку социально значимым объектам.
— Одной из главных задач департамента вы назвали эффективное использование имущества города. Но не получится ли, что в итоге различных приватизационных процессов город вообще останется без имущества?
— Не вижу оснований так думать. Во-первых, федеральный закон о местном самоуправлении дает достаточно объемный перечень имущества, необходимый муниципалитету для выполнения своих полномочий. Кстати, возможно, этот перечень будет дополнен федеральным законодателем.
Во-вторых, даже если судить по динамике, объем муниципального имущества год от года увеличивается. Правда, структура его меняется. Если, к примеру, за девять месяцев 2008 года в муниципальную собственность было принято более 43 тысяч квадратных метров зданий, строений, сооружений, то в текущем году — лишь около 22 тысяч квадратных метров. Это связано со вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. Зато объектов инженерной инфраструктуры в прошлом году было принято 186, а сегодня — 538. Наиболее впечатляющий рост — по инженерным сетям. За три квартала 2009 года мы приняли порядка пяти тысяч километров — это в 200 с лишним раз больше, чем в 2008-м.
А ведь кроме тех объектов, которые раньше имели хозяина, в Красноярске есть масса так называемых бесхозяйных. И поскольку они находятся на нашей территории, то волей-неволей приходится оформлять на них права муниципальной собственности. Процесс этот непростой и долгий — сначала пытаемся найти владельца, затем, если он не найден, формируем пакет документов для обращения в Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, чтобы поставить объект на учет как бесхозяйный. А по истечении года с момента постановки решение принимает суд. Сегодня в регистрационной службе находятся 211 таких пакетов, а к судебной процедуре готовятся 252 объекта.
Кстати, растет и имущество городской казны. Анализ показал, что за три квартала 2009 года оно увеличилось по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 559 единиц. В основном за счет объектов инженерной инфраструктуры, транспорта, основных средств. Так что город без собственности не останется.
— Возвращаясь к эффективности. Она ведь подразумевает и постоянный контроль? Не то всегда найдутся желающие воспользоваться общественным имуществом в личных целях…
— Ну, таких не так много, хотя, конечно, встречаются. К примеру, в ходе различных проверок было обследовано примерно полторы тысячи помещений. При этом выявлено 18 случаев передачи арендуемых площадей в пользование третьим лицам и 13 случаев нецелевого использования. Материалы по фактам незаконной передачи незамедлительно направляются в прокуратуру города. С соответствующими последствиями для нарушителей. Так что арендаторам стоит трижды подумать, прежде чем предпринимать шаги, не соответствующие действующим в городе правилам.
Есть, конечно, и более сложные случаи. Так, например, 98 арендаторов продолжают занимать под автостоянки ранее предоставленные земельные участки, хотя срок действия их договоров аренды давно истек. Это один из вопросов, который с точки зрения действующего законодательства крайне сложно разрешить. Тем не менее департамент предпринимает попытки найти выход из ситуации.
— Ну и напоследок ваш прогноз на следующий год. Легче будет работать или труднее?
— У нас в департаменте всегда работы хватало. И неважно, кризис на дворе или нет. А что касается “легче или труднее” — это зависит от того, как будет жить страна, как будет жить наш родной город. Мы ведь все в одной упряжке — чиновники, бизнесмены, простые горожане. Прибыль предпринимателя и бюджет города — сообщающиеся сосуды. Чем полнее один, тем полнее другой. А от полноты бюджета зависит качество жизни всех красноярцев.