Новости
Без права на защиту
Школьный педагог Ирина приобрела новые сапоги. Дома, внимательно оглядев покупку, обнаружила на обуви глубокую царапину. Продавец принять некачественный товар отказался. Ирина захотела восстановить справедливость и решила подавать иск в мировой суд. Но, узнав стоимость составления документа, от этой идеи отказалась. Лишних трех тысяч рублей у нее не было.
Сегодня крайне сложно найти юриста, который бы помогал на безвозмездной основе. В нашем городе организации, оказывающие бесплатные услуги такого рода, можно пересчитать по пальцам. За работу квалифицированных специалистов приходится платить немалые суммы. Так, стоимость составления искового заявления в суд по вопросам защиты прав потребителя колеблется от трех до пяти тысяч рублей — в зависимости от сложности ситуации.
Недавно на одном из совещаний президент Дмитрий Медведев заявил: необходимо обеспечить единые стандарты оказания юридической помощи в России. “Мы должны создать эффективную систему на базе государственных и негосударственных структур, — сказал он. — Нельзя допустить, чтобы где-то в стране помощь оказывалась бесплатно, а где-то за такие же услуги люди выкладывали свои кровные”. Глава государства подчеркнул, что “квалифицированная юридическая помощь должна предоставляться как на платной, так и на бесплатной основе”. И добавил: к созданию новой системы необходимо относиться так же серьезно, как и к модернизации системы здравоохранения, поскольку это тоже набор необходимых услуг, оказываемых гражданам.
В ответ президенту министр юстиции Александр Коновалов сообщил, что его ведомство уже разработало законопроект “О системе бесплатной юридической помощи”. Во всех российских регионах на базе государственных и частных нотариальных контор, адвокатских бюро создадут бесплатные приемные. Консультировать граждан планируют по жилищным, семейным, трудовым, пенсионным вопросам. А вот все правовые вопросы, касающиеся предпринимательской деятельности, по-прежнему останутся в платной сфере.
— Со своим предложением президент опоздал как минимум на три года — ровно столько профессиональные юристы консультируют наших клиентов абсолютно бесплатно, — заявил Михаил Шевцов, председатель Красноярского общества защиты прав потребителей. — На платной основе мы оказываем услуги по составлению документов. Бесплатные консультации юристов необычайно востребованы: ежегодно к нам приходят 5—6 тысяч граждан, еще около 100 тысяч человек мы консультируем по телефону.
Безвозмездную консультацию, а также помощь в составлении документов можно получить в отделениях центра социальной помощи семьи и детям Октябрьского района.
Раз в неделю жителей всего города принимает юрист. Правда, желающих так много, что попасть на прием могут не все. “Услуги нашего юриста очень востребованы, запись — минимум за две недели вперед, — рассказывает Ирина Бобко, заведующая отделением консультативной помощи. — Помочь всем желающим не получается, поэтому малоимущих и пенсионеров принимаем в первую очередь. Многие просят оказывать и нотариальные услуги, но, к сожалению, на базе центра это невозможно делать”.
Если законопроект все-таки примут, бесплатную юридическую помощь начнут оказывать уже в следующем году. Правда, пока непонятно, кто может рассчитывать на нее. Журналистам федеральных СМИ глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников рассказал, что помощь полагается малоимущим гражданам, а также тем, у кого по каким-либо причинам нет возможности обратиться в платную консультацию. И добавил: принимать граждан в числе прочих будут и студенты старших курсов юридических вузов.
В Красноярске подобная практика уже существует: уже несколько лет работает юридическая клиника, в которой абсолютно бесплатно принимают студенты-старшекурсники юридического института СФУ. Они дают справки, разъясняют положения статей и законов. Проводят консультации, составляют юридические документы, среди которых — исковые заявления, кассационные, надзорные жалобы, претензии. Иногда представляют интересы клиента в суде, правда, подобные услуги оказываются нечасто: защита в суде — трудоемкий, сложный процесс, не все старшекурсники берутся за такие дела.
— Когда клиника создавалась, стояла задача организовать некую форму, которая позволила бы ребятам, еще будучи студентами, работать по реальным делам, получать профессиональные, практические навыки, — рассказывает Илья Шевченко, руководитель юридической клиники, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса ЮИ СФУ. — Еще одна не менее важная цель — помочь людям, которые не могут получить эту помощь платно. Услуги юриста достаточно дорогие, немногие могут позволить их. Эти замыслы осуществились. Некоторые студенты работают в клинике по 2—3 года. Есть ребята, которые благодаря полученной практике сразу после окончания вуза устраиваются на достойные места — их приглашают работодатели. Люди идут к нам, значит, они готовы доверить свои проблемы студенту. А может, им просто некуда больше обратиться…
На работу студентов есть разные отзывы — и благодарности, и недовольства. “Ребята еще только учатся, случаются и ошибки, — объясняет Илья Александрович. — Их работу должны сопровождать наставники. Но пока не хватает ресурсов, чтобы выстроить эту систему наставничества”.
Чаще всего красноярцы обращаются с бытовыми вопросами: сосед затопил, что делать? Рассматриваются и трудовые споры. Но иногда ребятам приходится решать совсем непростые задачи.
— Гражданка иностранного государства приехала в Россию, получила вид на жительство на пять лет, — рассказывает руководитель клиники. — В нашем городе она вышла замуж, родила ребенка. Создалась счастливая семья. По закону за полгода до окончания срока действия вида она должна подать заявление о его продлении, но забыла сделать это. В паспортно-визовой службе ее предупредили: либо она сама возвращается на родину, либо ей грозит принудительная депортация, после которой она может оказаться невъездной в нашу страну. А здесь у нее — муж и ребенок. Женщина обратилась к нам за помощью. Дело оказалось сложным. Российская Конституция и Международная конвенция о защите прав человека говорят, что каждый имеет право на уважение семейной жизни. Но чиновники не принимали это во внимание и настаивали на том, что женщина нарушила закон и должна уехать. Целая команда студентов вместе с преподавателем работала над делом. Шли через инстанции, суды. Даже сотрудники ПВС в итоге пошли навстречу, понимали, что ситуация требует исключения из правил. Но против закона не могли ничего сделать. Семью спасло то, что обнаружили юридическую ошибку в оформлении документов в ПВС, дело закончилось благополучно. Но без помощи юристов, скорей всего, ничего бы не получилось.
Илья Шевченко уверен, что той системы бесплатной помощи, которая работает сегодня, недостаточно. “Во всех основополагающих законах прописано: каждому гражданину гарантируется доступ к правосудию, — говорит он. — И в том числе — квалифицированная юридическая помощь. Право есть у каждого, и его содержание не может меняться в зависимости от имущественного положения человека. А у нас зачастую происходит так, что гражданин не может даже до суда дойти, потому что не знает, как правильно составить документы, а денег на услуги юриста у него нет”.
Говорят, мы живем в правовом государстве. Но защищать свои интересы и права либо не умеем, либо не можем: нет культуры обращения к юристам, нет возможности получать квалифицированную помощь. Остается надеяться, что новый закон изменит ситуацию.