Новости
Переход через “АЛПИ”
Арбитражный суд Красноярского края признал ОАО “АЛПИ” банкротом по иску новосибирского ООО “Первая эскалаторно-лифтовая компания”. Как скромные производители спуско-подъемных устройств из соседней области ухитрились обанкротить крупнейшую птицеторговую империю нашего региона (“АЛПИ” даже входила в первую десятку сибирских аграрных корпораций по стоимости активов — свыше пяти миллиардов рублей), совершенно непонятно. Любопытно, что инициатор банкротства занимается не только спецтехникой, но и, как утверждает их эскалаторно-лифтовый портал, “деятельностью в области обязательного социального обеспечения, приютами, интернатами, домами для престарелых” и даже “вывозом мусора”. Конечно, всякого сора в торговых сетях много — использованная упаковка, например, но, по-моему, это едва ли не единственный случай на Енисее, когда формальным поводом для банкротства стала подобная экономическая чепуха. Впрочем, о реальной подоплеке случившегося — чуть позже.
Это известие вызвало бурю эмоций не только в деловом мире края, но и в покупательской среде: гипермаркеты “АЛПИ” за последние годы стали уже частью окраинного пейзажа Красноярска. И, по крайней мере, один из них, расположенный возле Сосновоборска, уже закрыт. Никаких комментариев на эту тему в самой компании получить не удалось. Известно только, что имущество “АЛПИ” должно быть продано до 10 мая 2010 года.
А это не только гипермаркеты, но и производственные площади, птицефабрика “Сибирская губерния” с сетью одноименных магазинов, банк “Канский” и многое другое уже по мелочи. Здесь, правда, нужно сделать пометку: русские обычаи в бизнесе таковы, что хозяева компаний заранее знают о предстоящем банкротстве и переводят активы из одной фирмы в другую. Судя по всему, так поступили и в “АЛПИ”. Как сообщает портал “Арендатор”, вице-президент ОАО Андрей Граванов отметил, что банкротство не отразится на розничном бизнесе компании, так как с лета прошлого года ритейлом (сетевой реализацией товара) в структуре ассоциации “АЛПИ” занимается компания “АЛПИ-трейд”.
“Это самостоятельное юридическое лицо, которое никакого отношения к “АЛПИ” не имеет. Долгов перед поставщиками и другими контрагентами у этой организации нет. Она самостоятельная, финансово здоровая. И создавалась конкретно для осуществления торговой деятельности. ОАО “АЛПИ” же занималось (после реструктуризации бизнеса ассоциации в 2008 году) строительством торговых комплексов и их эксплуатацией”, — заявил Граванов.
Но поскольку торговать продуктами вице-президент обещает в финансово здоровой обстановке, поклонникам ассортимента “АЛПИ” вроде бы беспокоиться не о чем. Зато большую головную боль получает конкурсный управляющий Сергей Лебедев, выдвинутый на этот пост уже упомянутой эскалаторно-лифтовой компанией. В деловых кругах Сибири уже знают, что в общий реестр включены требования пятидесяти (!) кредиторов с общей суммой долга около трех миллиардов рублей. Самые крупные финансовые претензии к ОАО “АЛПИ” имеют управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (около двух миллиардов рублей) и компания “АЛПИ-инвест” (около одного). По предварительной оценке господина Лебедева, суммы, вырученной от продажи имущества должника, вряд ли хватит, чтобы покрыть долги перед кредиторами. Оставим без комментариев занятный узел наименований: одна “АЛПИ” обанкротилась, другая “АЛПИ” долгов не имеет и может спокойно заниматься ритейлом, а третья “АЛПИ” хочет выдрать у первой миллиард рублей. Это у нас законодательство такое. Хоть горшком называй, только в печку не ставь — корпорации-близнецы могут принадлежать кому угодно и делить собственные доходы-расходы одной и той же рукой. На память приходит ассоциация с образованием “ЮКОСа” в 1995 году: тогда на рынке работали “ЮКОС — Москва”, “ЮКОС — Корвет” и бог еще весть сколько “ЮКОСОВ”. А сейчас вот в Басманном суде говорят, что они сами у себя крали нефть. Ну не абсурд ли?
Но вернемся к “АЛПИ”. На самом деле, как подтвердили “Городским новостям” в Законодательном собрании края, наиболее серьезным поводом к банкротству стал не лифт или дом престарелых с мусором, а гигантский долг Сбербанку — примерно 200 миллионов долларов. Депутат Валерий Сергиенко, с 1991 года занимающийся мониторингом банкротств красноярских предприятий, сообщил нашей газете:
— С “АЛПИ” случилось то же самое, что со многими амбициозными компаниями края и России. Много обязательств, эффектная реклама, яркий фасад… А за всем этим, как правило, скрывалась недостаточно эффективная финансовая политика. Так появился долг Сбербанку. Он, естественно, потребовал вернуть деньги. Не берусь судить, насколько эта лифтовая компания, инициировавшая банкротство, связана с банком, но, возможно, связь такая есть.
По словам парламентария, теряется очередной крупный красноярский бренд. “И это психологически тяжело. Где “Пикра”, “КрасЭйр”? “Бирюса” гремела, теперь еле теплится. То же самое творится с “АЛПИ”. Наша беда в том, что в крае нет консолидации элит и не всегда поддерживаются местные производители”, — констатирует Валерий Сергиенко.
Представитель Восточно-Сибирского банка Сбербанка России Ирина Нагибина сообщила “Городским новостям”, что долги “АЛПИ” распространяются не только на Красноярский край, но и на ряд соседних регионов. “Поэтому комплексом финансовых проблем этой компании занимается головной московский офис”, — подытожила она.
Действительно, из неофициальных источников нам стало известно, что полученными за долги активами распоряжается компания “Сбербанк Капитал”. Она управляет одиннадцатью непрофильными проектами на сумму четыре миллиарда долларов, активы еще на три миллиарда находятся в стадии оформления. Это нефтяные, сервисные, металлургические компании, энергетические и логистические фирмы, авиаперевозчик.
Сегодня “Сбербанк Капитал” активно ищет инвесторов — управление непрофильными отраслями обходится финансистам слишком дорого. Для примера: в распоряжении “СК” находится не только 370 тысяч квадратных метров “АЛПИ” за 200-миллионный долларовый кредит, но и половина акций “Мосмарта” (кредит в 3,9 миллиарда!), а также 60 тысяч квадратных метров “Москвы-Сити” за четыреста миллионов “зеленых”.
Местные эксперты полагают, что финансовые проблемы красноярской торговой сети все же не вызовут резких колебаний рынка: ритейлов в краевом центре достаточно. “Плохо другое, — комментирует нашей газете глава краевой организации профсоюза “Торговое единство” Варвара Безруких, — ни в “АЛПИ”, ни в “Красном Яре”, ни в “Командоре” не существует профсоюза, а это исключает систему сдержек и противовесов на предприятии. Только в 2008 году текучесть кадров в “АЛПИ” равнялась 300 процентам — коллектив сменился три раза”. Возможно, это тоже симптом будущего банкротства.
По ее словам, в Красноярске вместе с незарегистрированными организациями действует около 40 000 торговых фирм. Но профсоюзные организации есть только в сотне из них.