Общество
В Красноярске в июле погода превысила климатическую норму
Выяснили, как погода может повлиять на урожай и стоит ли бояться глобального потепления.
В этом году в краевой столице выдалось довольно жаркое лето. Особенно много знойных дней было в июле, да и июнь радовал жителей Красноярска высокими температурами. Некоторые горожане даже считают, что погода приблизилась к субтропической. Мы поговорили с синоптиком Красноярского гидрометцентра, а также с представителем минсельхоза и выяснили, как погода может повлиять на качество урожая и стоит ли бояться глобального потепления?
Скачкообразный фон
Нежиться на солнышке и загорать, подставляя тело жарким лучам, — в представлении не избалованных тёплым климатом сибиряков это настоящее удовольствие. Но что делать, когда жара настолько интенсивная, что остаётся только спасаться в прохладном помещении с кондиционером и плотно закрытыми шторами? В этом случае накал атмосферы становится по-настоящему суровым испытанием.
Сегодня во всём мире зафиксирован скачок температуры. Если верить данным европейских синоптиков, то июль 2023 года выдался самым жарким на планете за всю историю наблюдений. На 0,33 градуса превышен рекорд июля 2019-го, когда средняя мировая температура составила плюс 16,63 (это с учётом Арктики и Антарктики). И действительно, совсем недавно ленты новостей пестрели сообщениями об аномальной жаре (близкой к плюс 50 градусам) на юге Европы. И это не может не пугать.
Однако для краевой столицы заявления о губительном потеплении не актуальны. По мнению красноярских синоптиков, температурный фон середины лета оказался действительно выше нормы, но назвать его опасным всё же нельзя.
— В июле прошлого года температурный фон у нас был ниже климатической нормы, а в 2023-м выше, — рассказал Дмитрий Ульянов, ведущий синоптик гидрометцентра ФГБУ «Среднесибирское УГМС». — Фон идёт скачкообразным образом: где-то наблюдается жара, где-то, наоборот, снегопады — как, например, в Магаданской области. Нынешний сезон хотя и можно назвать жарким, однако не стоит говорить о том, что он был каким-то аномальным. Даже в Красноярске температура в июле не поднималась выше 31 градуса (для сравнения: в июне этого года столбик термометра мог добираться до отметки плюс 35).
Как отметил синоптик, есть температурная норма для каждого месяца. В середине лета в Красноярске она составляет плюс 19,1 градуса. В этом году данный показатель оказался немного выше нормы. Но не критично.
— В июле было достаточно осадков, а среднемесячная температура не превышала 20,1 градуса, — пояснил Дмитрий Ульянов. — Это совсем небольшое отклонение от нормы, не имеющее большого значения. Бывали годы, когда среднемесячные показатели уходили и выше. Понятно, что мировая температура может расти, но для Красноярска назвать аномальным этот фон пока язык не поворачивается.
Рисков нет
С приближением осени и урожайного сезона жители краевого центра всё чаще задумываются о том, повлияет ли летняя жара на урожай. Спорить с силами природы действительно сложно, а порой и вовсе глупо. Да, человеку можно спрятаться от палящего солнца в прохладном помещении, а вот что делать растениям, находящимся под открытым небом? Способна ли знойная погода повредить корневую систему ещё не окрепших плодов?
Действительно, особо жаркие периоды способны приводить к снижению потенциала урожайности. Однако, по мнению специалистов краевого минсельхоза, в этом году нам не стоит опасаться, что пропадёт урожай. Аграрной промышленности в настоящий момент ничего не угрожает.
— Июль в этом году был хотя и жаркий, тёплый, но не засушливый и с дождями — рассказала Ольга Шапова, помощник министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края. — Засухи не было ни по краю в целом, ни по отдельным районам региона. Уборочная кампания в нашем регионе массово стартует во второй декаде августа, и сейчас рисков недополучения урожая нет. Материально аграрии обеспечены всем необходимым, ресурсов достаточно — надеемся, что погода не подведёт.
Термин
Климатическая норма — это средняя величина температуры, статистически полученная из многолетнего ряда наблюдений в конкретной местности. Расчёт ведётся путём метеорологических наблюдений в течение 30 лет.