Безопасность и правопорядок
Как в Красноярске создавали полк патрульно-постовой службы милиции
Виктор Новиков служил в правоохранительных органах с 1965 года.
В непростое время Виктора Новикова назначили командиром полка патрульно-постовой службы УВД Красноярска. Шёл 1987 год. Подразделение нужно было создавать с нуля. Было трудно, но интересно.
Родился Виктор Васильевич 25 мая 1942 года в маленькой деревеньке в 20 километрах от Курска, в многодетной семье. С раннего детства Виктор был приучен к труду и в меру своих сил помогал родителям — в шесть лет самостоятельно пас деревенский скот, в 12 уже наравне с взрослыми работал прицепщиком плуга.
После окончания в Курске профессионального училища Виктор Васильевич по распределению попал в Железногорск — на горно-химический комбинат. Так он связал свою дальнейшую жизнь с Красноярским краем.
За плечами — служба в армии, учёба в Красноярском институте цветных металлов. Будучи студентом, Виктор Новиков жил в институтском общежитии, на первом этаже которого располагался РОВД Кировского района. Там же находился и медицинский вытрезвитель, куда порой попадали нерадивые студенты. Виктор Васильевич был старостой общежития, ему частенько приходилось защищать своих однокашников. Постоянно захаживал в РОВД, разговаривал и общался с сотрудниками милиции, решал возникающие проблемы. В один из таких визитов ребята-оперативники предложили Виктору Васильевичу работать у них. Было это в 1965 году. А в отделе кадров УВД Красноярского крайисполкома, куда отправился студент, заговорили о другой должности. «Оперативником хорошо работать! А ты попробуй участковым, это и оперативный работник, и следователь, и криминалист в одном лице. Выдержишь такую школу — сможешь служить в милиции на любой должности», — сказали в отделе кадров. Виктор Васильевич согласился. Так он стал участковым инспектором Кировского РОВД.
Знаний не хватало, и Виктор Васильевич поступил на заочное отделение юридического факультета Томского университета. Опыт, полученный от своих старших товарищей, настойчивость, целеустремлённость, общительность и привычка доводить начатое дело до конца сделали своё дело — в скором времени он стал лучшим участковым в районе, а затем и в городе. Он постоянно учился. Например, закончил дополнительные курсы и стал экспертом-криминалистом. Решением экспертно-квалификационной комиссии МВД СССР получил право проведения исследований холодного оружия и дактилоскопических экспертиз.
Старания и организаторские способности сотрудника заметили и оценили. Ему предложили возглавить отдел вневедомственной охраны Кировского РОВД, а позже — поработать в краевом управлении ОВО. Был он и начальником Березовского РОВД.
В декабре 1987 года появился приказ министра МВД СССР о создании в Красноярске полка патрульно-постовой службы. Первым командиром стал Виктор Новиков. «В стране тогда были хаос и неразбериха. Популярные слова — «демократия», «гласность», «перестройка», «плюрализм». Наблюдались рост правонарушений, в том числе в общественных местах, и разгул уличной преступности», — вспоминает полковник милиции в отставке.
В то время подобных подразделений не было ни в крае, ни в Сибири в целом. «Создать полк — дело нешуточное. Во-первых, нужна правовая база, а во-вторых — единая материальная, со своим гаражом для патрульного транспорта, зданиями для служебных помещений, дежурной частью, спортзалом, тиром, — пояснил ветеран. — Но глаза боятся, а руки делают. Первоначально нам выделили здание пустующей школы по проспекту «Красноярский рабочий», 22. В кабинетах нужен ремонт, мебели нет, гаража для небольшого автопарка тоже нет. Но всё появилось! И это благодаря стараниям моего зампотеха Владимира Валентиновича Трошина — впоследствии первого командира красноярского ОМОНа».Тогда был очень популярен бартер, благодаря которому и решались многие вопросы.
— Работали по принципу «ты — мне, я — тебе», — рассказал Владимир Трошин. — У нас есть цемент, а у кого-то краска. У нас кирпичи, а у кого-то пиломатериалы. Договаривались, менялись — и дело двигалось. Строительство гаражей вообще отдельная история. В конце рабочего дня я брал милицейский жезл и выходил на проспект. В это время вся спецтехника уже возвращалась по своим базам. Остановишь самосвал: «Мужик, помоги песок перевезти!» — или автокран: «Помоги блоки бетонные разгрузить!» И водители помогали».
Как итог — у полка ППС появились своя дежурная часть, актовый зал, служебные кабинеты, гараж. Но все понимали: чтобы создать единое строевое подразделение, надо собрать воедино все роты ППС, которые находились при райотделах. Тогда было принято решение о строительстве отдельного самостоятельного милицейского городка.
— Вот в один прекрасный день привёз меня Иннокентий Егорович Жмаков, который был заместителем начальника УВД Красноярского крайисполкома, на заросший бурьяном пустырь на окраине микрорайона Зелёная Роща, — рассказал Виктор Васильевич. — Сказал, как Пётр Великий: «Здесь быть граду милицейскому!» Но как строить такой городок? Опыта у нас не было. Поэтому я поехал в Свердловск, откуда привёз два больших чемодана проектной документации. И закипела работа!
База базой, но для решения поставленных задач личный состав такого подразделения, как полк ППС, должен был проживать непосредственно рядом с милицейским городком. Решили возвести рядом с базой многоквартирный дом для сотрудников полка.
— Эта история заслуживает отдельного рассказа, — отметил Виктор Новиков. — Прихожу я к начальнику отдела коммунального строительства и говорю: «Хочу вне плана терем многоквартирный для полка построить». А он в ответ: в стране экономика плановая, и средства на строительство дома не запланированы. Но вопрос можно решить с помощью... импортного дорогого детского питания. «А ты, говорит, Витя, парень шустрый, хозяйственный, так что всё в твоих руках!»Виктор Васильевич был озадачен: что делать? И тут вспомнил про своего старого приятеля — командира войсковой части, который охранял горно-обогатительный комбинат в Железногорске. А в закрытом городе продуктовое снабжение в те времена было гораздо лучше. «Я к знакомому: так, мол, и так, есть питание? Он: «Конечно есть!» В итоге вопрос о строительстве дома для сотрудников полка решился», — рассказал ветеран.
Существовала ещё одна большая проблема — личный состав. Он вроде и был — полк состоял из семи рот, но все они находились в райотделах и фактически подчинялись начальникам РОВД. Поэтому в январе — феврале 1988 года была сформирована ещё одна рота — восьмая. «На тот момент это было единственное подразделение специального назначения не только в городе, но и в крае, — заверил Виктор Новиков. — В то время ещё не образовали ни ОМОН, ни СОБР, ни спецназ УИН».
В основные задачи личного состава восьмой роты входило пресечение массовых беспорядков, задержание вооружённых преступников. Помимо этого, сотрудники роты обеспечивали охрану порядка при проведении массовых мероприятий. Первым серьёзным испытанием для этого подразделения стало участие в ликвидации знаменитого тюремного бунта, произошедшего на территории ИТК-6 в октябре 1991 года. «В интернете можно найти информацию, что во время штурма первым на территорию колонии вошёл ОМОН. Но это не так, — уточняет ветеран. — Именно личный состав восьмой роты вошёл первым, а уже потом ОМОН и спецназ УИНа».
Виктор Новиков подчеркнул: благодаря поддержке городских властей, руководителей краевого и городского УВД за несколько лет была проделана колоссальная работа: практически на 80 процентов выстроена база нового строевого подразделения, призванного охранять спокойствие жителей Красноярска.
В 1992 году Виктор Васильевич вышел в отставку, какое-то время работал заместителем главы Березовского района. Служебная и трудовая деятельность полковника милиции была оценена по достоинству. Он награждён медалями «За 10, 15, 20 лет безупречной службы», «Ветеран труда», «Ветеран МВД», «200 лет МВД», «60 лет Вооружённых сил СССР», «50 лет Советской милиции», нагрудным знаком «За отличную службу в МВД».
История
100-летие патрульно-постовой службы отмечается в этом году. 2 сентября 1923 года была утверждена «Инструкция постовому милиционеру», на основании которой были изложены общие положения о постовой службе. Именно эту дату считают днём образования ППС. Хотя впервые термин «полицейская постовая служба» встречается в утверждённом в 1838 году «Положении о столичной полиции». Именно в это время основным для деятельности городской полиции становится усиление наружной постовой службы, для чего в ряде городов было увеличено число «полицейских будок».
Автор: Евгения Смирнова.