Безопасность и правопорядок

Если встречают с кувалдой. Сотрудники патрульно-постовой службы Красноярска рассказали о своей работе

Gornovosti дежурили вместе со стражами порядка.

Если встречают с кувалдой. Сотрудники патрульно-постовой службы Красноярска рассказали о своей работе
Николай Долгополов и Егор Шулаев.

Дмитрий Шабалин

Им нужно уметь общаться и с агрессивными гражданами, и с потерявшимися испуганными детьми, а также ориентироваться в любых сложных ситуациях. От сотрудников патрульно-постовой службы во многом зависит безопасность жителей. На минувшей неделе мы дежурили вместе со стражами порядка и убедились: их служба, как в известной песне, и опасна, и трудна.

Инспектор отдельной роты ППСП отдела полиции № 1 МУ МВД России «Красноярское» младший лейтенант полиции Николай Долгополов отмечает, что за один день поступает минимум 8–10 сообщений о происшествиях. Полицейские выезжают на место, чтобы разобраться в случившемся.

— Работа нескучная, — делится полицейский-водитель, старший сержант полиции Егор Шулаев. — Трудимся два дня через два, в восемь утра — инструктаж, затем принимаем вооружение, выходим на маршрут. Дежурная часть передаёт нам сообщение, максимум в течение десяти минут приезжаем на место. За каждой двойкой сотрудников ППС закрепляется определённый район, на котором мы следим за безопасностью и реагируем на различные события. Работаем до девяти вечера, в завершение дня объезжаем подведомственную территорию, затем возвращаемся в отдел для подведения итогов работы, докладываем о произошедших за смену событиях руководителю подразделения. Потом нас сменяют ночные патрули.

Николай Долгополов рассказывает, что на выбор профессии повлияла семья.

— Старший брат тоже работал в полиции, ему всё нравилось — и сама деятельность, и зарплата, форма красивая… Я после службы в армии прошёл собеседование — приняли, начал трудиться, получалось. Втянулся. Сейчас мне 28 лет, почти десять из которых я отдал охране правопорядка, — говорит младший лейтенант.

Николай и Егор работают в Центральном районе Красноярска, основные территории — старая Покровка, центр города.

— Всегда стараемся реагировать во время патрулирования на ситуации, где нужно наше вмешательство, — рассказывает Егор Шулаев. — Не так давно помогли девушке на заглохшем автомобиле — подтолкнули, завели. Та расчувствовалась, предложила в подарок буханку: «Мальчики, спасибо вам большое, хоть хлебушка возьмите!»

Когда ребята вместе с нами патрулировали район старой Покровки, где находятся частные дома, многие местные жители с улыбкой встречали автомобиль, приветственно махали рукой.

— Почти всех здесь знаем чуть ли не по именам, от детей до пенсионеров. Малыши честь отдают, по струнке вытягиваются, — смеётся Николай.

Одна из точек маршрута — адрес, где живёт гражданин, который находится под административным надзором. Он должен быть дома в определённое время, и полицейские проверяют это.

— Мы знаем, где живёт нарушитель, приезжаем сами или он приходит отмечаться в отдел в обозначенное время, — рассказывает Николай Долгополов. — Сейчас, например, человека дома не застали, он на работе. Уважительная причина. Но мы можем взять у родственников или соседей характеристику: узнать, как себя ведёт, нет ли жалоб.

Встречаются при патрулировании дети. Лето, каникулы, вечером ребята катаются на велосипедах. Полицейские могут остановиться и спросить фамилию и имя, а также адрес проживания. И делают это не просто так.

— Был случай: приехала в Красноярск к бабушке на лето девочка восьми лет, а в Покровке ведь дворы стандартные, похожие, заблудиться не знакомому с этой местностью легко, вот малышка и потерялась, когда взрослые отвернулись. Пришлось патрулировать район по спирали — когда берётся максимальный радиус заданной территории и постепенно сужается к месту назначения. Девочку нашли, вернули домой. Теперь у всех ребятишек спрашиваем, как их зовут и где живут, — отмечает Николай Долгополов.

Бывают и ситуации, когда нельзя не обойтись без спецсредств — резиновой палки и наручников.

— Приехали на вызов, а там на нас идёт товарищ с кувалдой и ножом. Нетрезвый. Сначала постарались договориться, отвлечь разговорами, чтобы он в себя пришёл, — вспоминает младший лейтенант. — В результате сократили дистанцию, применили физическую силу.

Глаз у полицейских намётан: если кто-то сидит в кустах с алкоголем или подозрительно себя ведёт, то сразу будет замечен. Проверяют документы, выясняют, кто и откуда. Могут и по базе пробить.

— В Центральном районе в одном из супермаркетов девятнадцатилетний парень просто набрал пакет продуктов и вышел. В этот же день в соседнем магазине взял ещё продуктов и отправился продавать на рынок. Задержали, проверили — оказывается, он ещё в четырёх аналогичных эпизодах фигурировал, — рассказывает Николай Долгополов.

Охрана общественного порядка — дело очень серьёзное.

— Если вдруг где-то пожар случился, реагируем, можем улицу перекрыть. Всё для безопасности граждан, — делится Егор Шулаев. — Если где-то во дворе летом сидит шумная компания с гитарой и алкоголем, тоже выезжаем. Сначала разговариваем. Если нормально реагируют, то ничего не предпринимаем, а если видим, что граждане ведут себя некорректно, проверяем паспорта, забираем в отдел.

Во время дежурства сотрудникам ППС пришло новое сообщение — красноярка, мать двоих детей, жаловалась на неподобающее поведение молодых людей на детской площадке. Как рассказала женщина, парни громко себя вели, бросали окурки и пытались проверить на прочность детский городок. Полицейские приехали на вызов — оказалось, что это хулиганили подростки.

— В таких случаях мы можем провести профилактическую беседу с несовершеннолетними, — делится Николай и даёт совет жителям:— Заметив компанию, которая нарушает порядок, присмотритесь: если участникам на вид меньше 18 лет, то стоит сообщить в дежурную часть. Тогда на вызов вместе с патрульными отправится инспектор по делам несовершеннолетних, который сможет среагировать согласно своим полномочиям — например, донести до родителей нарушителей информацию о неподобающем поведении их детей.

Нюанс

Сотрудники патрульно-постовой службы считают, что большую роль в их профессии играет психология.

— Например, надо найти правильные слова, чтобы не пришлось применять физическую силу или спецсредства по отношению к правонарушителю. По-человечески пообщаться, — отмечает Егор Шулаев.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА