Проспект культуры
В Литературном музее Красноярска к столетию Мойдодыра открыли выставку
Посетители смогут познакомиться с творчеством Корнея Чуковского.
Трудно поверить, но любимому литературному герою детворы Мойдодыру в этом году исполнилось сто лет. В 1923 году маленькие жители большой Страны Советов впервые услышали знаменитые строчки: «Одеяло убежало, улетела простыня…»
Этому событию посвящена выставка, которая сейчас проходит в Литературном музее (6+). Она носит название «Кинематограф для детей. Непридуманная история создателя Мойдодыра». Интересно, что сам Корней Чуковский довольно скептически относился к важнейшему из искусств, но тем не менее слова «Кинематограф для детей» он выбрал подзаголовком для своей знаменитой сказки про командира мочалок и начальника умывальников. Почему? «Действий, приключений, событий, молниеносно следующих одно за другим, — вот чего ждёт ребёнок в первые шесть-семь лет своей жизни», — утверждал писатель. А страницы его книг — на самом деле словно кадры комедии с потрясающими спецэффектами, бесконечные погони, трюки, быстрая смена планов и ракурсов.
Посетители выставки смогут познакомиться не только с произведениями Корнея Чуковского, но и с его творческим путём. Обзор экспозиции начинается с витрины, где представлены фотографии писателя (например, встреча с пионерами в Переделкино), рукопись текста «Тараканище», диафильм «Крокодил» 1971 года выпуска, его авторские книги «Илья Репин», «Мой Уитмен. Жизнь и творчество».
Очень интересно отпечатанное на машинке высказывание Максима Горького относительно рецензии неизвестного критика на сказку Чуковского: «Неверным кажется указание на то, что он «вложил в уста Крокодила пафосную пародию на Некрасова»... Уж если пародия, то скорее на «Мцыри» или какие-то другие стихи Лермонтова. Очень странная и очень несправедливая рецензия».Заметим, кстати, что признанного советского сказочника раскритиковала ... Надежда Крупская. Она утверждала, что его произведения полны антиполитического посыла и ложных идеалов. В газете «Правда» она написала: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…». А в сказке «Тараканище» кое-кто увидел карикатурный образ Иосифа Сталина.
Взрослых посетителей наверняка заинтересует витрина, где собраны предметы, связанные с творчеством Корнея Чуковского. Прежде всего — открытки с иллюстрациями. Например, набор, изданный в СССР в 1963 году, а также английская версия «Мойдодыра» — «Wash 'Em Clean» с рисунками нашего художника Аминадава Каневского (Москва, 1950-е годы). Здесь же представлена книга «Воспоминания Николая и Марины Чуковских» (детей писателя. — Прим. ред.), изданная в Липецке уже в XXI веке.
В атмосферу сказки помогут погрузиться статуэтки Ленинградского фарфорового завода из серии «Счастливое детство»: «Утро. Моющийся мальчик» и «Мальчик с полотенцем». И даже такие утилитарные вещи, как «Ягодный зубной порошок» и детская зубная щётка. А ещё: дореволюционное пресс-папье, жестяная коробка «Дорожное мыло ТЭЖЭ», выпущенная ещё в Российской империи, крохотные самоварчики и кукольный чайный сервиз. Последний вызывает умиление у всех без исключения представительниц прекрасного пола, вне зависимости от возраста.Что касается мальчиков, то они наверняка задержатся у корабля, на котором совершал своё плавание доктор Айболит. И, конечно, каждому ребёнку будет интересно попасть в стилизованную комнату и оказаться как бы внутри любимых сказок.
Здесь детвору встречает сам «умывальников начальник»: как положено, с тазом на голове вместо шляпы, с рукомойником вместо носа, с мылом, щёткой и полотенцами-руками (помните, как эффектно он взмахивал ими в знаменитом советском мультике?). Прямо по курсу — неприбранная кровать: ночной горшок под свисающей простынёй, которая вот-вот улетит, судя по тексту. И свечка на тумбочке — всё как в сказке. Игрушки, корыто, ушат...
А вот и посуда из «Федориного горя», уже практически на низком старте. Кувшины, сковородки, скалка, ухват, лопатка, кочерга, утюг...
Есть и тот самый самовар, который Муха-цокотуха купила на базаре за найденную в поле денежку. Геройский комар присутствует, правда, только на иллюстрациях Владимира Конашевича (художник, к слову, плотно работал и с Маршаком, и с Далем). Зато паук к Мухе подкрадывается как живой.Смотришь на всё это великолепие и поневоле вспоминаешь тексты сказок. И возвращаешься в детство. Выставка будет работать до 3 октября.
В тему
Николай Корнейчуков (именно так звучат настоящие имя и фамилия писателя) родился в 1882 году в Санкт-Петербурге. Был незаконнорожденным. В пятом классе его исключили из учебного заведения, так как вышел «Циркуляр о кухаркиных детях», согласно которому в школе могли обучаться только дети, появившиеся в законном браке.
Мальчик рано стал работать, но очень увлёкся литературой. Первый гонорар в газете «Одесские новости» потратил на новую одежду.
Нюанс
Первая сказка Чуковского родилась во время возвращения писателя с дачи в город. Тогда сын Корнея Ивановича заболел, и, чтобы отвлечь ребёнка, он начал придумывать интересную историю. Так появилось произведение «Крокодил», его опубликовали в 1917 году.
После Октябрьской революции были написаны «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе» и многие другие. Кстати, в это же время псевдоним писателя стал его официальными именем и фамилией.