Красноярск исторический
Музейный реставратор Виктор Нециевский рассказал о своей работе
Виктор Нециевский родился в 1957 году в селе Галанино Казачинского района.
Аптекарский ящик? Швейная машинка? Нет, мы не угадали. Деревянный короб в мастерской Виктора Нециевского — это сундук для хранения виниловых пластинок. Сделан он из ореха, конструкция достаточно прочная, несмотря на то, что экспонату сотня лет.
Мебель на века
В Красноярском краеведческом музее Виктор Львович работает художником уже почти сорок лет, тридцать пять из них параллельно занимается реставрацией. Благодаря его мастерству удаётся восстанавливать и сохранять экспонаты, пережившие разные эпохи и события. Представитель редкой профессии рассказал «Городским новостям» о том, как возвращают к жизни раритеты.
Например, когда-то этот предмет роскоши украшал дом купца Кузнецова. Сейчас ореховая горка стоит в мастерской в разобранном виде. Задача реставратора — тщательно проклеить элементы и укрепить предмет мебели.
— Горка красивая, аналогичная есть в нашей экспозиции «Купеческий интерьер», — рассказывает Виктор Львович. — Пётр Иванович Кузнецов много путешествовал и из поездок привозил разные вещи. Изделие, судя по всему, с запада России, где ещё со времён Петра было много мастерских с иностранными специалистами. Подобных дорогих привозных вещей было много и в Красноярске, и в Енисейске. Золотопромышленники могли себе позволить такие покупки. Эту горку будем реставрировать впервые.
В мастерскую шкаф попал в собранном виде, но с кое-какими утратами. Перед сборкой ему предстоит чистка обычным раствором хозяйственного мыла. Как рассказывает реставратор, раньше в изготовлении мебели использовался клей из натуральных составляющих, сейчас в реставрационных работах можно применять и современные вещества.
— При соблюдении всех требований и правил такой экспонат может простоять ещё не один век. Музей — это хранитель, в пространстве которого созданы все условия, — отмечает мастер.
Особенности эпохи
Восстановление предметов старины — сложная и кропотливая работа, требующая глубоких знаний и опыта. Это профессия, где человек постоянно учится, у каждого своё направление. Виктор Нециевский специализируется на мебели, оружии, изделиях из металла, а также иконах. Ему нужно знать особенности эпохи, исторический контекст, разные техники изготовления предметов быта и искусства. Даже не имея точной информации о происхождении экспоната, опытный мастер определяет период и место, где могла быть сделана та или иная вещь.
Творчества в работе реставратора хоть и много, но нужно придерживаться обязательных требований. Объём реставрационных работ и их виды определяет специальная комиссия. Утраченные части мастера иногда делают сами — в восстановлении мебели это допускается. В качестве примера реставраторы используют сохранившиеся элементы или дошедшие до наших дней изображения предмета.
Одна из самых ранних вещей, с которой работал Виктор Львович, — слюдяное окошко XVIII века.Каждый экспонат уникален, и для того, чтобы вернуть его к жизни, нередко требуется помощь и других специалистов. Так, красноярский реставратор восстанавливал саблю, принадлежавшую когда-то воину с Востока. У оружия отсутствовала крестовина, в плохом состоянии была рукоятка.
— Убранство сабли говорило о том, что принадлежало оружие человеку не бедному, — рассказывает реставратор. — Как оно попало в Сибирь — загадка. Возможно, кто-то проезжал через наши земли или привёз оружие в подарок. Чтобы восстановить серебряную часть, я обращался на предприятие к красноярским ювелирам. Также в работе помогал один из местных кузнецов. Так удалось вернуть сабле первоначальный вид.
Любая вещь требует бережного отношения. Но есть особенно хрупкие материалы.
— Очень аккуратно нужно работать с бумагой, также достаточно часто встречаются ткани в плохом состоянии, требующие осторожного обращения, — рассказывает Виктор Львович. — Например, мы восстанавливали кресло, изготовленное для цесаревича Николая Александровича Романова к его визиту в Красноярск во время поездки на Дальний Восток. Была непростая работа с двумя иконами: на одной — следы выстрела, другая раскололась от падения. Также мастер не раз восстанавливал хрупкие фарфоровые вещи, разлетевшиеся на несколько фрагментов.
Восстановят даже теплоход
Иногда к Виктору Нециевскому приходят за советом и обычные горожане, желающие сохранить семейные раритеты.
— Ко мне обращался красноярец, у которого дед, Алексей Захаров, был последним капитаном легендарного красноярского теплохода «Красноярский рабочий». Внук принёс разбитый макет судна, — рассказывает Виктор Львович. — Удалось восстановить модель со всеми мельчайшими деталями.
Но от одного предложения Виктор Нециевский всё-таки отказался. К нему обратился мужчина с просьбой помочь восстановить мебельный гарнитур. Увидев часть изделия, реставратор был потрясён мастерством художников.
— Он показал мне фрагмент — спинку стула. Это просто чудо! — вспоминает Виктор Львович. — Гарнитур был сделан китайскими мастерами, и работа точно штучная, не фабричная. На спинке инкрустацией выложен сюжет на сельскую тему: люди, жилища, орудия труда. И на каждой спинке тончайшая ювелирная работа. Как попала эта мебель в Россию? Возможно, она была привезена после войны. Я честно сказал, что не смогу восстановить это и не знаю таких мастеров в Красноярске. Но, думаю, владельцу гарнитура могли бы помочь во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря. Сколько сегодня в личном пользовании у красноярцев предметов мебели, представляющей историческую ценность, сказать сложно. В начале 2000-х все стали массово избавляться от старых вещей, как советского, так и более ранних периодов. На свалку выбрасывали настоящие раритеты из дуба, ореха. На смену пришла недорогая, но современная и востребованная на тот момент мебель из ДСП. Сейчас на уличных свалках стулья из дуба уже не встретишь, но места, где случайно можно обнаружить эксклюзивную, винтажную мебель, ещё есть. Такие предметы иногда хранятся в квартирах у пожилых людей, на дачах, в гаражах и подвалах. И сегодня мастер время от времени случайно встречает раритеты, бывая у кого-то в гостях, и это не только мебель.
— Видел иконы, хорошие коллекции монет. Кто-то из владельцев знает об их исторической ценности, а кто-то не понимает её, — говорит сотрудник музея.
Начал с полки и буфета
По образованию Виктор Нециевский художник. Реставратором он стал, когда возникла «производственная» необходимость. Готовя экспозиции, художники музея обнаруживали, что нужные предметы в фонде есть, но необходимо их восстановить. Например, часто приходилось удалять потёки краски — старую мебель, не церемонясь, прежние владельцы могли использовать в качестве стремянки при ремонте. Отправлять экспонат куда-то далеко на восстановление было долгим и трудоёмким процессом, приспособились сами. Первым предметом, с которым художник работал как реставратор, стала дубовая полка с орнаментом, вторым — буфет.
Потом наступило время, когда от музейных реставраторов потребовалось официальное подтверждение их квалификации. Виктор Нециевский прошёл аттестацию, получил профессиональную категорию и необходимые документы. Реставрация для него уже гораздо больше, чем работа. Это дело, которым он увлечён много лет, а музей стал для него вторым домом.
Акцент
К коллекционированию Виктор Нециевский относится спокойно. Говорит, что такой страсти, несмотря на то, что работает с антикварными вещами, у него нет. Но всё-таки небольшая собственная коллекция самоваров у мастера имеется. Собралась она как-то сама собой. Началась с самовара, найденного на чердаке у деда. Затем часть экспонатов принесли знакомые и коллеги. Потом самовары дополнились ещё и утюгами.