Стадион
«Красноярск — место силы для меня, я здесь подпитываюсь энергией». Трёхкратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев о борьбе и молодёжи
Бувайсар — трёхкратный олимпийский чемпион и шестикратный чемпион мира.
Бувайсар Сайтиев относится к тем спортсменам, про которых говорят «самый-самый». Трёхкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира — это лишь малая часть наград из его коллекции. Бувайсар Сайтиев вместе с Иваном Ярыгиным и их тренером Дмитрием Миндиашвили является олицетворением сибирских корней мировой борьбы.
Сейчас Бувайсар Хамидович живёт и работает в Москве, но в Красноярске бывает довольно часто. Очередной его визит был приурочен к проведению именного международного турнира. Пока юные борцы показывали своё мастерство на коврах, Сайтиев рассказал «Городским новостям» о воспитании молодого поколения, преображении Красноярска, проблемах в борьбе и возвращении на мировую арену.
Получать удовольствие от борьбы
— Как оцените уровень спортсменов, которые приехали на ваш турнир?
— Как априори высокий и даже максимальный. Сборная России выставила пять составов, в том числе с первыми номерами по своему возрасту. Приехали иностранцы из борцовских стран — здесь Иран, Монголия, Казахстан, Киргизия. Те же греки могут составить конкуренцию. Армения и Азербайджан привозят своих ведущих борцов. На таких турнирах есть кого оценить.
— Что скажете по организации?
— Всё достойно, как и всегда. Конечно, нет предела совершенству, и какие-то моменты мы будем улучшать. Но зал, например, красиво оформлен. Спортсмены довольны созданными условиями. Я благодарен каждому, кто принимает участие в организации соревнований. Особенно важно, что они проходят во Дворце спорта имени Ивана Ярыгина — это наша гордость.
— Турнир на призы Бувайсара Сайтиева включён в список особо значимых мероприятий Министерства спорта России. Что это значит?
— Это накладывает дополнительный контроль со стороны федеральных властей. Здесь важно, чтобы все принимающие стороны сработали в плотной связке. Но с этим проблем нет. В оргкомитете собрались профессионалы, которые прекрасно знают своё дело. Тут надо отметить и региональное министерство спорта, и администрацию Красноярска — тем более наш турнир начинался в 2004 году как городской, а сейчас дорос до международного. Я уверен, что организаторы с честью выдержат ответственность, которая на них легла. Остаётся только самое главное — получать удовольствие от борьбы.
Ставка на будущее поколение
— Вы отметили, что турнир проводится с 2004 года. Где находите мотивацию для его проведения в течение почти 20 лет?
— Я не являюсь непосредственно организатором — на это есть отдельная команда профессионалов. Хотя какие-то моменты всё равно корректирую, высказываю своё мнение. Это не требует больших усилий, но очень интересно самому. Ещё мотивирует то, что турнир важен для развития спорта в стране.
— Почему?
— В первую очередь, это приобщение молодёжи к здоровому образу жизни. Не менее важна популяризация борьбы, которой я отдал много лет, которая сделала меня человеком. Это почтение любимого вида спорта. Также я хочу отдать дань уважения тем людям, которые были на моём пути и привили мне любовь к борьбе. Ну и воспитательный компонент важен.Мой любимый тренер Дмитрий Георгиевич Миндиашвили всегда говорил: «Важно вырастить не просто чемпиона, а достойного гражданина своей страны и патриота родного края». Сегодня актуальность патриотического воспитания молодёжи значительно возросла. Нужно ориентировать людей на здоровые ценности, укреплять их физическое и психическое состояние. Для наших спортсменов любовь к Родине — не пустой звук. Это воспитание они получают с раннего детства. Даже самые маленькие ребятишки знают, что такое уважение к сопернику и любовь к спорту. Они с малых лет готовятся к тому, чтобы защищать честь страны на международной арене. Это мечта и цель каждого, кто хочет стать олимпийским чемпионом и лучшим в мире борцом.
— Турнир организован для спортсменов до 18 лет. Почему выбрали именно этот возраст?
— Ребята в таком возрасте показывают интересную, рискованную и неординарную борьбу. Мы делаем на них ставку как на будущее поколение. При этом юниоры могут оценить себя на фоне сильнейших соперников и решить, надо ли им оставаться в спорте. По сути, это серьёзная проверка молодёжи на прочность.
Сближение двух родных городов
— Вы живёте в Москве, но часто бываете в Красноярске. На ваш взгляд, меняется ли город?
— Конечно, как и всё в нашем мире. Радует, что появляются новые объекты строительства — дома, бизнес-центры. Облик Красноярска преображается: город расширяется, людей становится больше. Такое мне нравится. Приятно, что строятся новые дороги. Хотя пробки сохраняются — вчера вечером долго стоял. (Улыбается.) Но это уже мелочи. Я заметил, что мне хочется возвращаться в Красноярск. Для меня он — вторая родина. Я здесь прожил много лет, и особенно хорошо знаю центральные улицы. Знакомо всё — от домов до деревьев и скамеек. На душе сразу становится спокойно и комфортно.Город преображается, и за это хотелось бы сказать большое спасибо его администрации. Знаю, что мэр Красноярска Владислав Логинов в октябре был в Чечне, был почётным гостем в Грозном. Я воспринял эту поездку как сближение двух родных для меня городов на официальном уровне, что мне очень понравилось. Кстати, наш турнир в том числе развивает Красноярск, его спортивную составляющую. Это очень важно для меня.
— Когда бываете в Академии борьбы, что чувствуете?
— Ностальгию по прошлым временам. Остались очень тёплые чувства. Конечно, грустно, что теперь я не увижу Дмитрия Георгиевича. Все воспоминания в основном связаны с ним и тренерами, которые вели меня к успеху. Многих уже нет на этом свете, и это, увы, естественно.
— Что вспоминаете в первую очередь?
— Было многое: и победы, и поражения, и тяжёлый каждодневный труд. Но сейчас в памяти остались только приятные моменты. Прихожу в академию, и внутри меня появляется самоуважение — я ведь трудился, не сдавался, находил силы и добивался каких-то целей. Это период самой активной жизни, когда я был молод и хотел побеждать, был окрылённым, очень заряженным и уверенным в себе. Вот уходишь в эти мысли, и появляется желание жить и получать удовольствие от этого. Красноярск — место силы для меня. Я здесь подпитываюсь энергией.
Не растерять нажитое
— Раз уж заговорили об Академии борьбы, то давайте поднимем не очень приятную тему. Красноярцы практически перестали попадать в основную сборную России. На ваш взгляд, в чём дело?
— Все понимают, что такая проблема есть. Мы её часто поднимаем на федеральном уровне. Многое, конечно, связано с фигурой Дмитрия Георгиевича, который ещё в шестидесятых годах стал локомотивом развития борьбы в городе и крае. Миндиашвили понимал, что успех в спорте — это не только работа атлета и тренера. Нужны совместные усилия власти, научного и медицинского сообщества, родителей, технического персонала и многих других людей. Большую роль играет государство с его управленческими структурами. Надо всех объединить ради общей цели, сплести большую цепочку. Сейчас, увы, она в некоторых местах нарушилась.
— Где конкретно?
— Раньше система воспитания борцов работала от самого верха до самого низа. Всё начиналось в районных детско-юношеских спортшколах и заканчивалось в академии. Был отлажен механизм обратной связи, все насущные вопросы решались в ежедневном режиме. Не скажу, что сейчас такого нет, но в отдельных компонентах есть западания. Пропало взаимодействие с районами края. А ведь там тоже есть таланты, которым нужно дать дорогу. Вот эти вопросы, на мой взгляд, нужно решать.
— Но ведь условия создаются, в том числе и в районах. Разве этого мало?
— Нужно ещё сохранять кадры, чтобы они не уходили из спорта и занимались любимым делом. Также важно помнить о традициях. В своё время Дмитрий Георгиевич заложил в суровом Красноярске любовь к борьбе. Он воспитал десятки высококлассных тренеров. Во всех уголках края были открыты спортзалы, где дети получали квалифицированные знания. Это база, на которой строится спорт высших достижений. Массовость, специалисты и интерес населения решают многое.Вы правильно отметили, что условия есть и создаются. Спортсмены из других регионов всегда хотели попасть в Красноярск, потому что здесь была классная инфраструктура. Власть поддерживала тех, кто добивался успехов. Сюда приезжали известные люди, и на них росли местные ребята, красноярские. Сейчас к некоторым вопросам относятся спустя рукава, но так нельзя. Растерять нажитое десятилетиями можно в одну секунду, а вот вернуть — крайне сложно.
— Но возможно ведь? Верите в то, что в Красноярске ещё появятся борцы мирового уровня?
— Конечно. В этом плане я сохраняю оптимизм. Но нужно очень много работать. Каждый причастный к воспитанию спортсмена должен внести свою лепту в общий процесс. Нам нужны крепкие, умные и здоровые люди, которые будут работать на благо России и прославлять её. А их воспитывает спорт.
Два года ничего не было
— В начале осени в Сербии прошёл чемпионат мира по борьбе. Как оцените выступление нашей команды?
— Тут нужно понимать, что у наших борцов два с половиной года не было международных соревнований. Это связано с санкциями, которые абсолютно незаконны. Спасибо Федерации спортивной борьбы России — она смогла добиться возвращения на международный уровень. Но долгий простой, конечно, повлиял на результаты. Наши ребята объективно выступили ниже своих возможностей, хотя вольники порадовали. (На чемпионате мира российские борцы вольного стиля выиграли четыре медали, в том числе две золотые. — Прим. авт.) Но классики и женщины выступили неудачно. Сейчас федерация проанализирует все причины, и я надеюсь, что на лицензионных турнирах перед Олимпиадой наши будут смотреться намного лучше.
— А разве отсутствие международных соревнований так влияет? Нельзя ли набрать недостающие кондиции на внутреннем уровне?
— Дело в том, что подготовка к крупным турнирам — это очень долгий процесс. Человек должен постоянно быть в тонусе и бороться с лучшими во всём мире. Я это знаю по себе. Когда готовишься к Олимпиаде, то проходишь три старта за полгода. Ты должен прочувствовать ритм соперника, ковёр, отношение трибун. Если один турнир пропущен, то весь процесс идёт насмарку. А тут два года ничего не было! Это как взять режиссёра, убрать его из театра на долгое время, а потом привести на сцену и сказать: «Нам завтра нужна постановка». А как он её сделает, если всё забыто напрочь? Тут та же история. Внутренние турниры, конечно, нужны, и они очень сильны по уровню, но без полноценных международных выездов делать нечего.
— В Белграде неудачно выступил действующий олимпийский чемпион Заур Угуев. Это тоже связано с долгим простоем? И сможет ли он вернуться в форму к следующей Олимпиаде?
— Заур — мастер экстра-класса. Ему надо сесть со своим тренером и сделать анализ всех схваток. Не бывает великих спортсменов, которые никогда не проигрывали. Все рано или поздно уступают. Главное — как он на это отреагирует. Теперь надо с позиции проигравшего восстанавливать своё реноме. Возможно, простой тоже повлиял, или были другие причины. Их Заур выяснит вместе с тренерами. Это спорт, и ничего страшного в поражении я не вижу. Надо просто сделать выводы и работать дальше.
Досье
Бувайсар Сайтиев
Дата рождения: 11 марта 1975 года (Хасавюрт, Дагестанская АССР).
Звания: заслуженный мастер спорта (1996), почётный гражданин Красноярска (2010), народный герой Дагестана.
Достижения: трёхкратный олимпийский чемпион (1996, 2004, 2008), шестикратный чемпион мира и Европы, четырёхкратный чемпион России. Является одним из самых титулованных борцов вольного стиля в истории спорта.
Награды: орден Дружбы (1997), орден Почёта (2006), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009).
Семья: женат, воспитывает троих сыновей и дочь. Младший брат Адам — борец, олимпийский чемпион (2000), двукратный чемпион мира.