Общество
Логопед из Красноярска рассказала, что делать, если ребёнок не говорит
Екатерина Гурова малышам заговорить и развить речь.
Талантливый педагог даже самые простые предметы может превратить в интересный обучающий материал, а обычную прогулку — в увлекательное путешествие. Логопед Екатерина Гурова, специалист детского сада № 322, как раз такой наставник. Свою профессию она по-настоящему любит, а воспитанниками — гордится. Ей в буквальном смысле дорого каждое слово ребятишек, Екатерина Юрьевна помогает малышам заговорить и развить речь. В этом году она стала победителем в номинации «Лучший учитель-дефектолог» в городском конкурсе «Лучший специалист сопровождения образовательного процесса».
Не бойтесь дефектологов
Число детей с нарушениями речи сейчас в целом достаточно велико. Причины этого разные. Специалисты называют и медицинские, и социально-культурные факторы, каждый случай индивидуален. Но тенденция очевидна: потребность в логопедах год от года увеличивается.
Детский сад № 322 относится к специализированным и работает с малышами, имеющими речевые нарушения и задержку психического развития. Попадают сюда по направлениям психолого-медико-педагогических комиссий. Программа построена с учётом особенностей воспитанников, и главные задачи специалистов — помочь малышам заговорить, развить речь и подготовиться к учёбе в школе.
Поскольку сад имеет определённый профиль, логопед здесь свой у каждой группы. Кабинет специалиста похож на игровую комнату. Занятия по развитию речи — это не приём врача и не школьный урок. К заданиям логопеда ребятишки относятся как к игре.
— Родителям не стоит бояться рекомендаций обратиться также к неврологу, сурдологу, психиатру, — говорит Екатерина Гурова. — Проблемы с речью могут быть симптомом какого-то нарушения. Своевременная диагностика, определение причин поможет составить индивидуальный план работы с малышом и добиться хороших результатов.
Не все родители готовы признать и принять, что с их любимым ребёнком «что-то не то». Работа логопедов и дефектологов требует максимум деликатности и тактичности. Иногда приходится даже убеждать мам и пап, что не стоит бояться речевых групп и садов.
— В специализированном детском саду созданы все условия для речевого развития, — говорит Екатерина Юрьевна. — Здесь с ребёнком занимаются дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели. Специалисты постоянно следят за динамикой, с каждым малышом работают индивидуально, в группах и подгруппах.
Это нормально?
Главные родительские вопросы: что в развитии речи считается нормой и когда обращаться за помощью к специалистам? Но сколько семей, столько и мнений. Кто-то считает, что молодые и неопытные родители чересчур тревожатся, а ребёнок рано или поздно заговорит сам. Кто-то, наоборот, взволнован тем, что двухгодовалый ребёнок все ещё молчит и объясняется исключительно жестами.
— Каждый ребёнок развивается в своём темпе, но существуют определённые возрастные нормы, и ориентироваться нужно на них, — объясняет Екатерина Юрьевна. — Например, к трём месяцам ребёнок уже выражает эмоции, требует внимания, гулит. К шести месяцам появляется лепет. В год малыш произносит «мама», «папа», «баба», «би-би», «дай» и другие простые слова. Если замечаете какие-то отклонения от нормы, всё же обратитесь к специалистам.
Педагог подчёркивает: если ребёнок молчит или только-только начинает произносить слова в два-три года, не стоит ждать, когда он всё-таки заговорит сам. У такой задержки есть причины, догнать потом в развитии ровесников, учиться в школе будет уже гораздо сложнее.
Самостоятельно определить, какое нарушение у ребёнка, родителю, не имеющему специальных знаний, не получится. Даже если у двух малышей одинаковые проявления, причины могут быть разными. Поэтому так важно следовать рекомендациям и проходить диагностику.
На кого похожа шишка?
Развитие речи ребёнка предполагает постоянное участие и внимание родителей. Специалисты — это опытные помощники, на занятиях логопед объясняет, что необходимо делать и как выполнять это правильно. Но навыки нужно закреплять, и семья должна быть готова к ежедневной кропотливой работе.
— Домашние задания всегда даю в игровой форме, они подразумевают совместную деятельность с родителями, — рассказывает Екатерина Гурова. — Чтобы понимать, как их выполняют, прошу выкладывать результаты в наш чат.
Играйте с детьми, разговаривайте. Советы специалистов кажутся простыми, но для некоторых семей следовать им оказывается сложным делом. Развитие речи — это постоянный процесс, а не только два-три часа в неделю.
— Заниматься можно во время прогулки по лесу, — говорит Екатерина Юрьевна. — Предложите ребёнку собрать шишки, посчитайте их, рассмотрите форму, пофантазируйте, придумайте историю. Тем самым мы развиваем крупную и мелкую моторику, связную речь. Простые игры на внимание, память и воображение можно использовать в дороге, автомобильной пробке, путешествиях в поездах и самолётах. «Найди пять предметов одного цвета или названия которых начинаются на один звук, расскажи, что вокруг, определи загаданное слово» — всё это увлекает детей. Причём и малышей, и тех, кто постарше.
Впереди новогодние праздники, подготовку к утренникам, украшение дома можно превращать в интересные речевые игры.
— Наряжаете ёлку вместе с ребёнком — проговаривайте все действия, какой предмет вы берете, какого он цвета, формы, пусть малыш повторяет слова, звуки, — говорит логопед. — Даже разбор новогоднего сладкого подарка — это тоже изучение счёта, цветов, размеров. Пойте, вспоминайте стихи. Что касается пения — отмечу важность колыбельных для малышей. Они помогают развивать фонематическое восприятие, обогащать словарь. Даже самая современная музыкальная люлька, которая качает сама, не заменит мамины руки, тепло и голос.
Екатерина Юрьевна советует говорить с ребёнком не торопясь, размеренно и спокойно, чётко и понятно произнося слова, простыми предложениями. Во время чтения сказок обсуждайте героев, сюжет.
— Даже если малыш ещё не разговаривает, он сначала накапливает пассивный словарь — то, что понимает, — отмечает педагог. — В любой совместной деятельности проговаривайте слова, поощряйте желание ребёнка общаться.
Прыжки и ладушки
Про важность развития мелкой моторики логопеды говорят постоянно. То, что действия, выполняемые пальцами, способствуют развитию речи, давно научно доказано.
— Лепка, пазлы, игры с мелкими деталями, рисование — чем больше задействованы пальчики, тем лучше, — говорит Екатерина Юрьевна. — Не зря же раньше были распространены разные игры-потешки с руками — «сорока», ладушки.
Большое значение также имеет развитие крупной моторики. Это двигательные навыки, способность удерживать в пространстве разные положения тела. Подвижные игры, спортивные занятия напрямую влияют на развитие речи и способность усваивать информацию.
— Раньше дети много времени проводили за уличными играми, и это тоже помогало развитию, — говорит логопед. — Классики, различные игры с мячами, скакалки, лесенки учат ребёнка владеть телом, держать равновесие, быть ловким, уметь концентрироваться и быстро переключаться. Сейчас некоторые детки не могут подпрыгнуть на обеих ногах, пройти по узкой дорожке, поймать мяч — это определённый показатель для нас, поэтому на логопедических занятиях используем двигательную активность.
За помощью — к специалистам
Возможность регулярно посещать логопеда есть не у всех нуждающихся в помощи семей. Можно ли дисциплинированному родителю самостоятельно заниматься с малышом дома?
— Да, это реально, но всё равно потребуется погружения взрослых в тему, — говорит специалист. — Базовые знания, упражнения должен дать профессионал. Поэтому оптимально, если родители, занимаясь самостоятельно, будут периодически консультироваться с логопедом. Но это если идёт речь о лёгких нарушениях, в серьёзных случаях необходимо постоянное наблюдение, и зачастую нескольких специалистов.
В сложных ситуациях, когда развитие идёт с большим трудом, старшее поколение иногда советует прибегнуть к нетрадиционным методам: заговорам, настоям трав, каким-то манипуляциям. В качестве аргументов приводят истории дальних и близких родственников, которым что-то когда-то помогло. Что по этому поводу говорят профессионалы? Некоторые рекомендации таких знахарей могут даже иметь научное обоснование, например быть по сути артикуляционной гимнастикой. Но примеров волшебного решения проблемы Екатерина Гурова в своей практике не встречала. За помощью необходимо обращаться к специалистам.
Место для роста
В педагогическую работу вовлечена вся семья Екатерины Юрьевны. Сын и дочь помогают маме изготавливать учебный материал, придумывать развивающие занятия. Подключается даже очень занятый папа-военный. Он, например, сделал ширму для театра теней, световую песочницу и много чего ещё.
— Гуляем или заходим в магазин и уже смотрим, что можно использовать на занятиях, — смеётся Екатерина Гурова.
Её собственный путь в любимую профессию был долгим. Сначала в колледже она получила специальность воспитателя, который может работать, в том числе и с детьми с нарушениями. Позже окончила педагогический университет, а после пошла работать в фитнес-индустрию — была инструктором детских программ, а также вела логопедические занятия. В детский сад Екатерина Юрьевна пришла в 2020 году и поняла, что здесь большие возможности для профессионального развития и творчества. Сегодня у неё есть успешные авторские разработки, о которых она рассказывала на профессиональном конкурсе. Победа стала приятным сюрпризом для педагога. Но своими главными достижениями она считает первые слова, которые начинают произносить её воспитанники.
Акцент
Современные технологии помогают или тормозят развитие ребёнка? Как поясняют специалисты, смотря что и в каком количестве. Так, существует множество различных обучающих программ, в том числе и логопедических. Например, дети выполняют задания, глядя на монитор или сенсорную панель. Но полностью заменить живое общение технологии не могут. Даже если малыш правильно выполняет задания на смартфоне, он молчит.
— Время нахождения ребёнка у экрана нужно контролировать, — говорит Екатерина Гурова. — Конечно, это удобно — посадить ребёнка играть с телефоном. Но мультфильмы и игры в чрезмерном количестве могут перегрузить детскую психику, что плохо влияет на развитие речи.
Нюанс
Самый сложный звук для ребятишек — «р». Дело в том, что для его произношения нужно уметь создать вибрацию кончиком языка. Если нет серьёзных нарушений, с помощью специальных упражнений можно научить «рычать» ребёнка достаточно быстро.
Проблема
Заикание — повтор или растягивание звуков — считается сложным нарушением. Причины могут быть разными. Стрессовая ситуация — то, что в народе называют «испугом», иногда становится спусковым механизмом. Заикание — повод для обязательного и немедленного обращения к специалистам.