Общество
«Полифония создаёт особый эмоциональный фон». Как влияют звуки на атмосферу в Красноярске
Об этом говорили на форуме «Российская креативная неделя — Сибирь».
Все, наверное, помнят, как когда-то на проспекте Мира из динамиков каждый день лились лирические мелодии. Насчёт того, плохо это было или хорошо, мнения до сих пор разделяются. Нам, например, довелось поговорить с людьми, которые в то время были иногородними студентами: они вспоминают эту фишку с восторгом. А вот жители Центрального района обрадовались, когда музыка на улице прекратилась, потому что им стало гораздо спокойнее. Об этом факте в биографии Красноярска и о других моментах, связанных со звуковым наполнением городов, шла речь на площадке форума «Российская креативная неделя — Сибирь».
Звуковой ландшафт
Тема влияния звуков на восприятие пространства и на настроение интересная и, если можно так выразиться, неизбитая. Хотя давно известно: всё, что человек слышит, оказывает на него какое-то воздействие. Может зарядить оптимизмом, успокоить либо, наоборот, вселить тревогу — хочет он этого или нет.
— Полифония повседневных городских звуков тоже создаёт особый эмоциональный фон, — сообщил один из участников обсуждения Адриан Мельников, директор компании «Первое музыкальное», который приехал на форум из Москвы. — Придуман даже специальный термин «саундскейп» (в свободном переводе с английского «звуковой ландшафт». — Прим. авт.), который обозначает культурный код города, настроение, приоритеты людей и так далее. Этот звуковой ландшафт сопровождает нас повсюду: в транспорте, салонах красоты, фитнес-клубах, торговых центрах и ресторанах.
Эксперт, который, к слову, одновременно был и ведущим, буквально на пальцах объяснил, зачем в магазинах и в заведениях общепита включают музыку определённого типа: «Доказано, что 33 процента посетителей могут совершить покупку под действием правильно подобранных мелодий. Медленные композиции заставляют человека дольше задерживаться возле витрин и прилавков, а бодрящие, темповые влияют на скорость принятия решения о приобретении товара».
Можно ли сознательно корректировать звуковой ландшафт для улучшения городской среды, развития экономики? Насколько реально привлечь к этому жителей? Такие вопросы поставил Адриан Мельников перед своими коллегами в начале дискуссии, и каждый постарался на них ответить максимально содержательно.
Любопытная статистика
— Согласно опросам, 61 процент россиян ежедневно слушают музыку, — привела цифру Ирина Гильдебрандт, представитель Национального агентства финансовых исследований. — Очень многие предпочитают её другим видам искусств, причём женщины от 25 лет чаще слушают российских исполнителей, а молодёжь до 24 лет и мужчины — зарубежных. Что касается направлений, которые нравятся людям, то здесь лидирует поп-стиль, затем идёт танцевальный, третье место занимает шансон, дальше идут рок и классическая музыка. Любопытно, что в разных регионах — разные музыкальные вкусы. В Центральном федеральном округе и на Дальнем Востоке главенствует рок. На Урале предпочитают популярный стиль, а в Сибири — металл и шансон.
Удивительное, конечно, сочетание, но со статистикой не поспоришь.
По словам аналитика, шесть процентов взрослого населения россиян имеют самое непосредственное отношение к созданию музыки: кто-то исполняет песни, кто-то пишет тексты и сочиняет аккомпанемент, кто-то выступает продюсером новых творений и так далее. Лидируют в этой кухне Москва, Санкт-Петербург и сибирские города.
Полюбить классику
— Сформировать единый звуковой ландшафт для всего города, наверное, невозможно, — считает и. о. ректора Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского Владимир Лузан. — По крайней мере, без привязки к другим сферам: архитектуре, культуре, графическому оформлению улиц и зданий. А вот заставить зазвучать особенно конкретное место или пространство — реально. С наступлением очередного тёплого сезона мы хотим создать звуковой ландшафт в районе нашего главного корпуса. Конечно, планируем продвигать не шансон, а классические произведения — через специальные мероприятия. У нас есть отдельная кафедра звукорежиссуры, это хороший технический ресурс для воплощения такой задумки.
О том, как привить интерес к академической музыке, рассказал генеральный директор Красноярской краевой филармонии Евгений Стодушный. На его взгляд, это возможно через любовь к конкретным личностям. У нас это выдающийся артист Хворостовский, звезда мировой величины. Бессмертный голос певца способен вызвать сильные всплески эмоций, позволить людям вырасти над собой духовно. Имя Дмитрия Александровича присвоили музыкальной школе, вузу, где он учился, театру оперы и балета, аэропорту. И это замечательно. Но было бы весьма уместным, допустим, в зале ожидания самолётов включать негромко, как бы фоном произведения в исполнении Хворостовского. Также в память о лучшем баритоне XXI века в Красноярске можно учредить фестиваль оперной музыки.
В Австрии, кстати, целый город Зальцбург звучит творчеством Моцарта. Каждый год на родине композитора проводится грандиозный фестиваль, где наряду с классическим репертуаром в исполнении мировых знаменитостей предусмотрена обширная программа для молодёжи. Другой классический пример — джазовый фестиваль в Монтрё (Швейцария) на берегу Женевского озера. Совсем маленький городок получил широкую известность только лишь благодаря музыкальной идентификации. И, разумеется, укрепил экономические позиции. Количество участников растёт в геометрической прогрессии, спонсорами выступают крупнейшие производители часов, пива, страховая компания и банк.
Нюанс
Участники панельной дискуссии о звуковом наполнении современного города на форуме «Российская креативная неделя — Сибирь» похвалили проект «Яркие берега», который нынешним летом запустила муниципальная организация «Красгорпарк». С начала июня и до конца августа на Центральной и Ярыгинской набережных, а также за сквером Энтузиастов в Кировском районе, за парком ДК имени 1 Мая в Ленинском и в пространстве «Зелёный берег» по выходным проводили массовые праздники с выступлениями певческих и танцевальных коллективов. Вот там-то как раз каждый красноярец может выбрать свой музыкальный жанр и послушать вещи, интересные персонально ему. Или даже сам попробовать что-то исполнить.
В тему
Иван Рудин, генеральный директор Московского концертного зала «Зарядье», признался, что испытывает огромную психологическую нагрузку, когда повсюду звучит музыка. «Ты заходишь в лифт — там играет одно, попадаешь в фойе — и слышишь другое. Это давит на наше сознание, особенно на сознание молодёжи, мешает ребятам сконцентрироваться, принимать ответственные решения. Надеюсь, что со временем разработают правила о том, где музыка уместна, а где — нет. В ресторанах, например, пускай играет: на умеренной громкости, чтобы при разговоре не приходилось её перекрикивать».