Новости

Василий Моргун: “Стандарты качества сегодня необязательны”

Василий Моргун: “Стандарты качества сегодня необязательны”

14 октября мир отмечает День стандартов. Именно в это время в 1946 году была создана международная организация по стандартизации — ИСО, в которую объединились 25 стран мира, включая и СССР. Впрочем, праздником этот день стал только спустя 24 года — в 1970 году.

О том, какие задачи стоят перед специалистами современной стандартизации, “Городским новостям” рассказал директор федерального государственного учреждения “Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации” Василий МОРГУН.

— Василий Николаевич, в последнее время очень часто с различных трибун звучат речи о необходимости менять наши стандарты. Зачем? Разве наши нормативы не отвечают современным требованиям?

— Мы сейчас говорим о модернизации, а любая развивающаяся экономика нуждается в постоянном обновлении технических требований. В России сейчас действует 40 тысяч стандартов, в год меняем в лучшем случае две тысячи. То есть нам потребуется 20 лет, чтобы обновить все. А в США 50 тысяч работающих стандартов, в год обновляется — десять тысяч. Это постоянная работа, о которой просто стали забывать.

— Получается, существующие стандарты сдерживают наше движение вперед?

— Все — и население, и руководители — допускают большую ошибку в рассуждениях о том, что стандарты кого-то сдерживают. Нормы не тормозят уровень развития нашей экономики. Если у вас есть производство более высокого класса, чем написано в стандартах, вы можете сформировать собственные технические условия и выдать продукцию на рынок. Но система стандартизации обязана двигать экономику, поднимая планку требований. Например, последний норматив, принятый нами по автомобильному топливу, — “Евро-3”. Значит, необходимо модернизировать нефтеперерабатывающие заводы. Стандарт фиксирует тот уровень требований государства, ниже которого никто не имеет права выпускать продукцию. Но запросы у нас низкие, следовательно, и экономика никакая, мы теряем конкурентоспособность. Помните, Европа ввела жесткие стандарты на шум двигателей — и вся наша авиационная промышленность отлетела в сторону. Запретили использовать в холодильниках фреон, который якобы разрушает озоновый слой, и наша промышленность, в том числе и Красноярский завод холодильников, оказались в хвосте. В прошлом году в Европе были введены жесткие требования по регистрации химической продукции — мы ограничили экспорт за границу. С 2014 года Европа переходит на упаковку из биоразлагаемого пластика. Следовательно, наша продукция сразу потеряет европейский рынок.

Можно провести такую интересную историческую парадигму: в 1929 году Крыжановский, Куйбышев и Осадчий выпустили документ “Перспективы стандартизации и реконструкции народного хозяйства СССР”. В нем сказано: если мы хотим победить в борьбе с капитализмом, необходимо за пятилетку принять четыре тысячи стандартов, которые должны показать промышленности уровень достижений. Социалистическая реконструкция то же самое, что и капиталистическая модернизация. Тема стандартизации всегда остается прерогативой развитых экономик. Возможно, вы слышали, что существуют немецкие стандарты ДИН (дойче индустриал норматив). По ним выпускается продукция самого высокого качества.

— И все же в какой отрасли стандарты более других отстают от жизни?

— Строительные стандарты в России очень старые, требования к топливу пока еще не действуют, стандарты социального, медицинского обслуживания не соответствуют современности. Но, как показывает практика, и сами стандарты в России постепенно становятся необязательны. Во время реформы системы, которая произошла в 2002 году, были отменены Законы “О стандартизации” и “О сертификации”, вместо них появился нормативный акт “О техническом регулировании”. То есть старые стандарты заменены на технические регламенты. В соответствии с планом правительство должно было принять порядка 200 техрегламентов. Но за семь лет, прошедших с момента выхода документа, с большими потугами утверждено только 14. Реформа привела к тому, что вся система стандартизации в России развалилась. А мы сейчас начинаем говорить о модернизации экономики, президент вдруг вспомнил тот закон и, выступая по телевидению, назвал его “чертовым”. Потому что он реально создает проблемы. Депутаты, принимающие нормативные акты, не разбираются в технических тонкостях, а при компиляции стандартов допускается огромное количество ошибок. И чтобы внести изменения (исправить эти неточности), постоянно принимаются изменения к техрегламенту. Эти документы производитель должен постоянно прорабатывать, следить за изменениями.

— Но когда же ему работать и какими документами руководствоваться?

— Сейчас вырабатывается новый подход, мы пытаемся взять за основу европейскую систему. Действует она по такому принципу. Принимается тоненькая директива, в которой указываются общие требования к продукции, а затем делаются ссылки на стандарты, исполнение которых необходимо для работы. Таким образом можно быстро вносить изменения в действующие стандарты, не трогая основной закон.

На самом деле у производителя нет препятствий производить качественную, высокотехнологичную продукцию. Но, обратите внимание, после развала советской системы стандартизации и реформ государство при контроле смотрит не качество, а только безопасность. Биологическую, химическую, электрическую, механическую... Как правило, продукция соответствует требованиям по этому показателю. А стандарты качества сегодня необязательны — такова позиция государства. Покупатель берет пускай невкусный, но безопасный продукт, а раз продукция покупается, производителя уже не беспокоит качество. Это приводит к неконкурентоспособности наших товаров.

Впрочем, говоря о безопасности, нужно понимать, что нередко контроль за этой сферой мало что дает. Пример — известная дискуссия о безопасности китайских помидоров и огурцов. Проблема в том, что никто не знает, что искать в этой продукции. Мы можем провести контроль только по тем показателям, которые записаны в стандарте, но китайское вещество может содержать совершенно иные ингредиенты. И мы не узнаем, что искать, пока не найдем стандартный образец “удобрения” из Поднебесной. Проблема соотношения безопасности и качества очень большая. Я бы не стал отделять одно от другого, потому что, например, не бывает качественного авто без подушек безопасности.

Сегодня, к сожалению, требования к качеству носят добровольный характер. Хочешь — выпускай качественную продукцию, не хочешь — только безопасную. Хотя в Европе это “добровольное” качество давно уже стало обязательным.

— Но мы живем в одном мире, следовательно, и стандарты в разных странах должны быть хотя бы похожими?

— Есть такой термин “гармонизация”. Сейчас большинство принимаемых в России стандартов гармонизированы с документами ИСО — то есть отвечают международным нормам. Уровень гармонизации по нашим ГОСТам достигает 40 процентов. Но нет необходимости, чтобы наши требования полностью соответствовали зарубежным — везде свои особенности, национальные, климатические. Тем не менее процесс гармонизации идет, сейчас много национальных ГОСТов вводится в медицине. Активно обновляются стандарты в сфере пищевой промышленности.

— У потребителя сложилось недоверие к продукции, выпущенной по техническим условиям. Они не дотягивают до ГОСТов?

— Технические условия приводят к замене каких-то частей или компонентов на более дешевые. В продовольствии это означает присутствие добавок, суррогатов, замену натуральных ингредиентов искусственными. Так что не случайно у покупателя сложилось такое отношение к ТУ. Но есть и еще одна проблема: если продукцию, изготовленную по ГОСТу, легко проверить на соответствие нормативу, то проверить сделанную по техусловиям — нельзя. Предприятие не предоставляет документы в контролирующие органы. Кроме того, за несоответствие гостовского продукта существующим техрегламентам производителя практически невозможно наказать. Чтобы устранить этот пробел, готовятся изменения в Административный кодекс — рассматривается увеличение штрафов за такое нарушение до миллиона рублей.

— Стандарты пишутся на федеральном уровне. Чем же занимается проводник идеи стандартизации в Сибири — Красноярский центр метрологи, стандартизации и сертификации?

— Предприятия легко могут разработать собственные техусловия на основе действующих ГОСТов, а мы можем стандартизировать любую продукцию. Сейчас часто говорят о коммерциализации — переводе разработки в товар. И без стандартизации здесь не обойтись. Нередко приходится проводить испытания на соответствие для таможни, прокуратуры, милиции, суда. Делаем большое количество экспертиз. Ну, например, чтобы доказать - спортивная одежда “Адидас” или сумки “Луис Ватто” — фальсифицированный товар, идут к нам.

— В свое время ваш центр предлагал ввести на территории края марку “Красноярское качество”. Предполагалось, что это будет местная достойная продукция. Но марка так и не появилась на прилавках наших магазинов. Не нашлось достойных товаров?

— Сейчас 35 предприятий сертифицируют свою продукцию под этой маркой, около 200 видов уже просертифицировано. Система жива, но будет ли она пользоваться спросом? Я считаю, что нам необходимо подвигать местную продукцию, работать над созданием торговых марок, брендов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА