Проспект культуры
В Красноярске работает выставка с уникальными произведениями из различных материалов
Она называется «По родимой стороне».
Масштабная выставка «По родимой стороне», объединившая прикладное искусство разных уголков России, открылась в филиале Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова. Экспозицию правильнее было бы назвать путешествием, поскольку она со всей полнотой раскрывает особенности декоративно-прикладного искусства от Владивостока до Москвы.
Причём в каждом регионе — своё неповторимое творческое наполнение. Что же касается ДПИ в целом, то это на самом деле неповторимое явление, где истоками выступает именно народное искусство.
Начиналось всё по большому счёту с утилитарных моментов. Это изделия, которые люди использовали в повседневной жизни: ковры, ткани, мебель, посуда, коробочки для хранения, ювелирные украшения, игрушки. В таких произведениях часто связаны форма, функция и декор. Немаловажную роль играли и определённые религиозные поверья.
Например, в первом зале мы знакомимся с традиционными изделиями, вырезанными из камня. Это так называемые агальматолиты. Старинный промысел широко распространён на территории Тувы и Бурятии, популярность его в том, что этот неброский с виду камень довольно податлив при работе даже с обычным сапожным (или косым) ножом. Сюжеты — вполне определённые: изображение животных и птиц, живущих в горах и степях. К примеру, горный козёл — серге, характерный тувинский як — сарлык, верблюд, бык, олень. Вторая сюжетная линия — материнство, тувинский эпос и религия (буддизм, шаманизм). Надо отметить, что животные — это друзья и помощники человека, поэтому мастера, потомственные охотники и скотоводы, наделяли живность самыми естественными чертами, как бы очеловечивая их. Ко всему прочему частые мотивы скульптур старых мастеров — драконы, духи, похожие на львов и других хищников.
Интересно, что значительное место в народном искусстве резки по камню занимает создание таких предметов утилитарного значения, как чернильные приборы, пепельницы и даже шахматы, которые совсем не похожи на европейские. В этническом варианте они называются «узел счастья». Манера, в которой работают мастера Чукотки, традиционна. По материалу это моржовые бивни и кости, по сюжетам — сцены охоты, рыбной ловли, обычного бытового уклада. Работа очень трудоёмкая, требующая хорошего знания анатомии и тщательной проработки деталей. К слову, археологи находили изделия чукотской резной кости ещё в первых веках нашей эры. В 1931 году основной промысловой артелью становится Уэленская мастерская «Северные сувениры», а скульптурные миниатюры по-прежнему выразительны и лаконичны.
С Крайним Севером на выставке нас знакомят, в частности, нганасанские парки и долганский костюм. Потихоньку движемся с Дальнего Востока в среднюю полосу России. Здесь демонстрируются изделия творческой зоны Урала: златоустовская гравюра на стали, а также знаменитое кабинетное каслинское литьё. В начале XX века завод в Касли выпускал преимущественно бытовые вещи, затем — ажурные решётки, ограды, даже памятники. Позже стало принято украшать жильё предметами искусства, не связанными с их утилитарным значением. Появилось так называемое кабинетное литьё. Яркий его пример — «Солоха и чёрт» по произведению Гоголя.
Отдельное внимание привлекает витрина с лаковой миниатюрой: выполненная по перламутру, она создаёт эффект внутреннего свечения и ничуть не уступает по реализму классической живописи. Интересны и очень красивы знаменитые жостовские подносы. Фон здесь, как правило, чёрный, однако за редким исключением может оказаться белым, кремовым и даже малиновым. Художественные промыслы России представлены изделиями сразу нескольких фарфоровых заводов, в том числе Дулёвского, Ломоносовского, Дмитровского, а также Гжели.
Вы увидите знаменитые дымковские, филимоновские и городецкие игрушки, хохломскую, полхов-майданскую роспись, произведения выдающихся мастеров-стеклоделов и множество прекрасно выполненных гобеленов. То есть декоративно-прикладное искусство мастеров-народников и скульпторов, сделавших его своей профессией, представлено во всей полноте. И созданные из разных материалов и в разные периоды времени предметы отражают свою эпоху.
В тему
История каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков основал на Южном Урале железоделательный и чугуноплавильный заводы. Место было выбрано богатое чугуном и уникальным качественным формовочным песком, а также древесиной для производства угля. Когда завод перешёл во владение Демидовых в 1751 году, каслинские чугунные изделия уже были широко известны в Европе и Азии.
1860–1890 гг. — время расцвета каслинского чугунного художественного литья. В этот период литейный завод получил, например, Малую золотую медаль Вольно-экономического общества в 1860 году.
Нюанс
Экспозиция действует до 11 февраля 2024 года. Адрес художественной галереи — проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 68. 12+
Светлана Юрьева