Проспект культуры
Актриса Галина Дьяконова: «Иногда даже во сне мы видим театр»
Галина Дьяконова работает в театре уже 50 лет.
Заслуженная артистка Красноярского края Галина Дьяконова служит в драматическом театре им. А. С. Пушкина с 1973 года. Мы поговорили с Галиной Григорьевной о том, как раньше проходил Новый год в театре, что поменялось за 50 лет и почему театр – это служение, а не работа.
– Галина Григорьевна, вы сыграли множество новогодних ролей. Расскажите о них.
– Я играла принцесс и Снегурочек. Каждая сказка сопровождалась зимними интермедиями для детей. Перед спектаклем артисты поздравляли ребятишек, дети читали стихи, водили хороводы вокруг ёлки, а потом смотрели сказку.
— А как сегодня идет общение с детьми?
– Мы устраиваем интермедии и приглашаем профессиональных аниматоров, чтобы они создавали некий театральный эффект. Недавно мы включили в программу персонажей из популярных мультфильмов.
– Сейчас вы играете в новогодних спектаклях?
– Теперь я играю Бабу-ягу. Из Снегурочки наконец-то выросла. Росла, росла и превратились в Бабу Ягу. Эту милую сказку, где я добрая Баба-яга, почти два года назад поставил Сергей Семенов. В нём я грущу из-за того, что Кощей разогнал моих гостей, которых я пригласила на свой день рождения.
– Принято считать, что у актёров большие нагрузки перед Новым годом. Это так?
– Да, в этот период в театре много спектаклей. Может быть и две, и три постановки за один вечер. Такие спектакли требуют особой ответственности. В сказках обязательно участвуют молодые актеры. Они также играют Деда Мороза.
– А как артисты празднуют Новый год?
– Театр работает в праздничные дни, но 1 января у нас выходной, а уже 2 января начинаются представления. Когда-то давно мы начинали играть 1 января, нужно было выступать перед детьми. Спектакли стояли в расписании с 10 утра, играли три сказки подряд. Дедом Морозом был Валерий Дьяконов, мой супруг, а я была его Снегурочкой. Вот так работали, это было нелегко, но весело.
А еще у нас есть традиция праздновать старый Новый год в Доме актера. Там собираются все театры Красноярска, артисты готовят небольшие шуточные представления.
– Театр сильно изменился за 50 лет?
– Раньше в театре были жесткие правила, сейчас они сильно изменились. К примеру, если за сценой стоит какая-то мебель из спектакля, то люди садятся на нее без разрешения. Раньше это было недопустимо. За кулисами ни в коем случае нельзя было проходить в пальто через сцену. Но это не значит, что раньше было лучше. Тогда было просто другое время. Сейчас у нас тоже интересный театр под руководством Петра Аникина и режиссера Олега Рыбкина. Костюмы создают очень талантливые художники.
– Как проходили гастроли раньше и сейчас?
– Мы сейчас мало ездим на гастроли, а раньше постоянно. Заканчивался театральный сезон, и мы уезжали в другие города на месяц или даже все лето. Помню, что Дальний Восток стал местом моих первых гастролей, это Хабаровск, Чита... Я даже пересекла границу с Китаем, чтобы сыграть спектакли на Сахалине. Были очень интересные гастроли, например, в Белоруссии, Казахстане, на станции Байконур, в Караганде. На юге Казахстана очень жарко. Достаточно только выйти из самолета и уже теряешь дух. Многие города России также оказались в моём списке: Москва, Рязань, Казань... Я часто посещала Крым и останавливалась в санатории для актёров. Путевки были недорогими, и я могла позволить себе отдых с трехразовым питанием. Я побывала во многих местах и осталась с открытыми глазами для новых приключений и возможностей.
– Вы много где были с гастролями. Как вам Красноярск в сравнении с другими городами?
– С годами я осознала, насколько прекрасен мой родной город. Красота его природы потрясает. Вид со Стрелки просто впечатляющий. Какие прекрасные места вокруг! В историческом центре Красноярска также очень атмосферно.
– Вы допускали ошибки на сцене?
– Страшно забыть во время выступления свои слова. Такое случается редко, но бывает. Зрители даже могут и не заметить этого, но для артиста эти нескольких секунд будут вечностью. Или другая ситуация. Артист отыграл свою роль, на сцену должен выйти партнер, но он с кем-то общается за сценой и забыл про время.
– Поделитесь вашими наблюдениями о молодых актёрах.
– Многие молодые ребята, которые поступают на театральный факультет, зачастую не знают произведений классиков — Пушкина и Чехова. Их фамилии для них не имеют той значимости, которую им придает старшее поколение.
– Многие артисты говорят, что воспринимают работу в театре как служение. А вы?
– Служение театру – это часть моей жизни, я посвящаю ему много времени. Почему это именно служение, а не работа? Наверное, потому, что работа — это что-то регулярное, куда ты приходишь и уходишь. А служение — это что-то более глубокое. Артисты не могут прийти домой и забыть про работу. Часто после спектакля я продолжаю осмысливать и переживать то, что происходит на сцене. Иногда даже во сне мы, актёры, видим театр.