Новости

Поликлиника для бизнеса

Поликлиника для бизнеса

Господдержка должна стать для предпринимателя столь же обычным делом, как и медицинские услуги

Сегодня экономическое здоровье Красноярска во многом определяется самочувствием малого и среднего бизнеса. И, разумеется, городской форум не мог обойти эту тему стороной. В рамках круглого стола, посвященного развитию предпринимательства, представители делового сообщества смогли ознакомиться с мерами поддержки бизнеса, которые осуществляет сегодня муниципалитет, а также выступить со своими предложениями.

Олег Карелин:

— Я бы хотел остановиться на аналитике — тех показателях развития, которых достиг малый и средний бизнес Красноярска. Стоит отметить, что количество субъектов предпринимательской деятельности, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, в настоящее время составляет свыше 50 тысяч и продолжает неуклонно увеличиваться. По количеству малых предприятий на тысячу человек населения Красноярск среди российских городов буквально за год переместился со средних позиций на лидирующие.

Следует отметить, что наши меры поддержки год от года увеличиваются: мы стараемся наращивать объемы финансовой и информационной помощи, развиваем комплексный подход, создавая разнообразную инфраструктуру. В нее входят и бизнес-инкубатор, и центр содействия малому и среднему бизнесу, и дом креативного предпринимательства. Мы стремимся к пакетному оказанию услуг. Если у предпринимателя есть идея, он обращается в одну из названных организаций, и начинается совместная работа, которая продолжается до стадии практического воплощения этого замысла. В настоящее время кроме действующих структур поддержки планируется создание центра кластерного развития, который позволит, образно говоря, собрать в одном месте все 18 кластеров Красноярска для реализации созданных в них проектов, которых на сегодня насчитывается уже свыше 70. Для этого понадобятся в том числе и производственные мощности. И здесь дальнейшим направлением станет создание в Красноярске промышленного парка, так называемого парк-сити. Это позволит развивать новые производства на существующих промышленных площадках, которые сегодня используются неэффективно. А технологии для этих предприятий даст в том числе и городской бизнес-инкубатор. Уже сегодня там есть целая группа инновационных проектов, связанных с энергосбережением, переработкой отходов, созданием различных материалов.

А теперь думаю, что не лишним будет предоставить слово руководителям структур, которые непосредственно занимаются поддержкой малого и среднего бизнеса.

Роман Болтов:

— Наша основная задача — облегчить жизнь малому бизнесу в различных областях. Мы стремимся стать единой точкой входа диалога предпринимателей и разнообразных организаций и учреждений, в том числе администрирующих, контролирующих, а также тех, кто предоставляет различные ресурсы. Однако центр не конкурирует с консалтинговыми компаниями — у нас своя ниша. Мы готовим проекты документов для предпринимателей, в том числе и пакеты для регистрации новых предприятий, принимаем и анализируем заявки на оказание финансовой поддержки в рамках городской целевой программы. Мы готовы помочь с подготовкой учредительных документов, выбором режима налогообложения.

Фактически мы начали свою деятельность с начала лета. Проанализировав вопросы, по которым к нам обращаются, мы выделили наиболее крупные блоки, чтобы в дальнейшем специализироваться на этих направлениях, с целью более качественного предоставления услуг. Наибольшее количество обращений касается того или иного вида муниципальной финансовой поддержки. Специалисты центра готовы проконсультировать каждого предпринимателя относительно возможности получения субсидий в рамках городской целевой программы. В случае, если деятельность предпринимателя по каким-то критериям не соответствует требованиям программы, специалисты центра готовы рассмотреть вопрос о приведении деятельности в те рамки, которые позволят претендовать на субсидии города либо краевую финансовую поддержку.

Мы начали активно сотрудничать с безработными гражданами, которые желают открыть свое дело и претендуют на субсидии службы занятости. Для этого нами заключено соглашение с центром занятости, что позволяет вести эту работу наиболее эффективно.

К нам часто обращаются предприниматели по вопросам финансирования своей деятельности. Здесь мы также можем предложить определенную помощь, ведь центр связан соглашением с краевым центром микрофинансирования, а также целым рядом кредитных организаций города. Таким образом, мы можем предложить достаточно большой выбор кредитных продуктов и облегчить малому бизнесу доступ к ним. Уже традиционно к нам обращаются по разрешительным документам, лицензированию деятельности и т. д.

Что касается муниципальных субсидий, то город предлагает целый спектр вариантов. Однако наиболее популярными сегодня является компенсация затрат на старт-ап, выставочно-ярмарочную деятельность и приобретение производственного оборудования. Если говорить о перспективах, то центр готовится к новому для него виду деятельности — предоставлению поручительств для кредитующихся предпринимателей за счет средств гарантийного фонда города, который предполагается сформировать. Скорее всего, эта услуга начнет оказываться центром уже с начала следующего года.

Говоря о задачах ближайших двух-трех лет, особо подчеркну, что мы стремимся создать единую точку входа в диалог с администрирующими и контролирующими органами, которая полностью бы исключала непосредственный контакт предпринимателей и чиновников.

Виктор Кочубей:

— Если наши коллеги работают с представителями практически всех направлений бизнеса, то у инкубатора задачи, можно так сказать, более локальные. Но в то же время и более актуальные. Инкубатор призван помочь человеку, который приходит к нам с интересной и перспективной инновационной идеей, довести ее до стадии, когда замысел приобретает стоимость. Наши резиденты имеют возможность работать в инкубаторе до трех лет — срок достаточный, для того чтобы пройти путь от мысли до реализации. Однако, для того чтобы оценить практическую применимость идеи, мы ввели промежуточный инкубационный период до шести месяцев. Это позволит отсеять проекты, может быть, и интересные, но в сегодняшних условиях невыполнимые. Какие услуги оказывает сегодня инкубатор? Пожалуй, самое основное — мы предоставляем рабочее место, укомплектованное всей необходимой офисной техникой. Кроме того, услуги связи, Интернет, юридические, бухгалтерские — это бесплатный набор. Частично оплачиваемыми (пятьдесят процентов от стоимости) являются такие услуги, как исследования рынков, разработка маркетинговой стратегии и т. д.

Пока что инкубатор располагает лишь рабочими местами на площадях СФУ, однако в планах ближайших трех лет — введение в строй дополнительных площадей в различных районах города, которые позволят в разы увеличить количество резидентов. Кроме помещений на проспекте им. газеты “Красноярский рабочий” и улице Тельмана начнет работать и Дом креативного предпринимателя. В целом можно констатировать, что бизнес-инкубатор прошел первый этап и есть необходимость переходить к новому, очень важному для нас. Дело в том, что ряд резидентов уже готовы к тому, чтобы перейти от стадии разработки к производству. Более того, есть пример успешного продвижения разработок красноярцев, потеснивших китайских производителей оборудования на казахском рынке. Разумеется, на этой стадии требуется существенно больший объем поддержки. Такая поддержка уже оказывается. Например, продукция одного из резидентов — уникальное по качеству литье — вероятно, будет использована для благоустройства города.

Олег Карелин:

— Меры финансовой поддержки предпринимательства действовали в городе с 2004 года и постоянно развивались. В 2007 году было принято решение объединить их в рамках целевой программы развития малого и среднего бизнеса. В 2010 году, кроме использования средств городского бюджета, за счет участия в краевых конкурсах был привлечен значительный объем средств краевого бюджета. Это позволило существенно увеличить количество малых и средних предприятий, получивших субсидии. Хочется отметить, что эти деньги не потрачены просто так. Они вернутся в виде налогов в бюджет. Так, в 2010 году ожидается, что эти поступления составят 22 миллиона рублей.

Финансовая часть далеко не исчерпывает виды помощи. Серьезное внимание уделено информационной составляющей, формированию положительного имиджа малого бизнеса. Сюда же относится и подготовка различной методической литературы, которая необходима в повседневной работе предпринимателей.

К мерам информационной поддержки относится и городской сайт для малого бизнеса. Здесь представители делового сообщества смогут ознакомиться с нужными им материалами, с помощью калькулятора рассчитать, на какой объем поддержки могут они рассчитывать. Здесь же предусмотрена и виртуальная торговая площадка, где можно предложить свои товары и услуги. Наконец, начинающий предприниматель сможет открыть на сайте свою страницу, где он может разместить каталог своей продукции, краткую информацию о своем предприятии.

Светлана Сидельникова:

— Хотелось бы сказать о том, что те шаги, которые предпринимаются сегодня администрацией города Красноярска, правительством Красноярского края в поддержку предпринимательства, заслуживают понимания и уважения. Однако существуют проблемы, которые достаточно сложно решить на местном и региональном уровнях. Исследования, проводимые в России, свидетельствуют о том, что скорость улучшения делового климата сегодня снижается. О том же говорят и российские статистические данные. На практике сегодня происходит уменьшение численного состава и количества малых предприятий. Правда, в нашем крае динамика противоположна российской, и в этом смысле, конечно, надо оценить роль власти и принятых ею мер поддержки бизнеса. Вместе с тем, следует отметить и достаточно негативные тенденции. Средняя заработная плата работников малых предприятий очень низка — около десяти тысяч рублей. Более того, наблюдается ухудшение ситуации. Ознакомившись с информацией по ряду зарубежных стран, можно заметить следующее: в посткризисной ситуации в Великобритании налог на фонд оплаты труда снижен. В Германии, Франции практикуется дифференцированный подход к различным категориям бизнеса, с тем чтобы снизить налоговые издержки. У нас же все наоборот — увеличиваются страховые взносы. Для малого и среднего бизнеса практически в 2,5 раза. Несмотря на неоднократные обращения представителей делового сообщества к разным уровням федеральной власти, ответы пока не обнадеживают. И понятно, что в этих условиях в значительной мере снижается эффект от поддержки бизнеса на местном и региональном уровнях. А он мог быть значительно большим. Что касается финансового сектора, то здесь есть определенные подвижки. Но для большинства предпринимателей кредиты по-прежнему остаются недоступными. Сложнейшим вопросом для бизнеса остается рост тарифов естественных и локальных монополий. В первую очередь он бьет по производителям и переработчикам. То есть тому сектору, в развитии которого в наибольшей мере заинтересованы в регионах. В энергетике сегодня — масса законодательных и практических новаций, к которым представители малого бизнеса зачастую не готовы. На мой взгляд, одним из направлений работы программ поддержки должна стать информационно-разъяснительная деятельность, которая будет готовить предпринимателей к работе в новых, меняющихся условиях — свободного рынка электроэнергии, Закона об энергоэффективности и т. д. Тем более что новое законодательство существенно расширяет права и возможности местной власти в сфере ограничения деятельности монополистов.

В этом году край начал активно передавать средства для поддержки предпринимательства на местные уровни. И это хорошо. Но возникла проблема, связанная с тем, что нет “одного окна”, позволяющего получить интегрированную информацию о мерах поддержки в различных муниципальных образованиях. К примеру, на что может рассчитывать предприниматель, если он зарегистрирован в Березовке, а работает в Красноярске? Может быть и обратный случай: красноярский предприниматель осуществляет деятельность на всей территории края. У нас сегодня шестьдесят муниципальных программ, и рассказать о них всех сразу не сможет никто. Поэтому есть следующее предложение: создать электронный ресурс, где можно было бы свести воедино всю эту информацию.

По налогам возможности местной власти не так уж велики. Но тем не менее эти возможности используются. Примером можно назвать снижение налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения для целого ряда видов деятельности до пяти процентов. Конечно, что касается роста страховых отчислений, то это прерогатива федерального центра и влиять на это решение из регионов достаточно сложно. А именно оно существенно увеличивает налоговую нагрузку. В этой связи хотелось бы сказать, что программы поддержки, и муниципальная, и краевая, конечно, хорошо. Есть позитивные сдвиги. Но, может быть, субсидии были бы и не так нужны, если бы нам создали условия для более эффективной работы с меньшими издержками, чтобы была возможность расширяться, создавать новые рабочие места.

Татьяна Зеленская:

— Мое глубокое убеждение, исходя из пятнадцатилетнего опыта сотрудничества с различными организациями Америки: у них система поддержки бизнеса — столь же обыденное явление, как для нас поликлиника, куда мы обращаемся, даже испытывая легкое недомогание. Место, где можно получить услуги. У нас к такому отношению еще надо прийти. А для этого надо создать всестороннюю и всеобъемлющую инфраструктуру содействия предпринимательству. Включая субсидии, гарантии, банки, квалификационную поддержку и многое, многое другое. А тогда уже уровень бизнеса, уровень необходимости того или иного вида деятельности для города предопределит конкретную палитру услуг, оказываемых конкретному предприятию. Кому-то достаточно просто получить субсидии, и он встанет на ноги. Другому (особенно если речь идет об инновационном продукте) потребуется длительная, разнообразная опека различных структур поддержки. Это определяется в том числе и приоритетами города. Но мы обязаны располагать всем набором инструментов помощи.

Мы сегодня, к сожалению, такой постоянной поликлиникой не располагаем — ни город, ни край. И наша важнейшая задача — сделать движение поступательным по всем направлениям, развивая их хоть и не теми темпами, как нам хотелось бы, но комплексно. И если говорить о том, что надо уйти от субсидий, то я с этим не соглашусь, хотя бы потому, что субсидирование — общемировая практика. Она позволяет поддерживать те слабые звенья, которые нужны экономике. Но где-то не хватает квалификации, где-то невозможно развивать эти звенья на основе кредитного финансирования, где-то очень трудно начинать. Поэтому механизм субсидий должен существовать. Но наша профессиональная задача, которую мы, набив шишек, все же решаем: постоянно дрейфовать в этой среде, понимая, какие субсидии сегодня будут востребованы, какие нет. Мы должны анализировать и своевременно обновлять перечень видов поддержки, с тем чтобы добиться максимального стимулирующего эффекта.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА