Наука и образование
«Школа омолаживает учителей». Директор красноярской гимназии № 9 Галина Гассан о поколениях, изменениях в образовании и пожеланиях самой себе
Она проработала в школе почти 53 года.
Директор девятой гимназии Галина Гассан выучила тысячи детей и отдала почти 53 года работе с ними. Благодаря её активности и инициативе в городе появилась школа № 101 и второй корпус в девятой гимназии. В Год педагога и наставника Gornovosti решили узнать, стоит ли школа отданной ей жизни.
— Галина Григорьевна, вы воспитали несколько поколений школьников, руководили школой в советское время, вели ее через лихие 90-е, шагнули в сегодняшний день. Чего не хватало в старых школах? Появилось ли что-то положительное?
— Возможность использовать компьютер и интернет открыла немало возможностей. Дети могут быстрее находить материалы и лучше готовиться к занятиям. Кроме того, материальное положение нынешних детей стало гораздо лучше, это открыло возможность путешествовать, посещать различные экскурсии. Кругозор у ребят значительно расширился.
— А в чем выигрывают советские школы?
— К профессии учителя было гораздо больше уважения. Не скажу, что сейчас его совсем нет, но не все родители понимают, какие усилия мы прикладываем. Воспитание детей в былые времена тоже выигрывает у нынешнего времени. Раньше, конечно, были «хулиганистые» ребята, но их выходки казались детскими.
— Что бы вы изменили в современной школе?
— Загруженность бумагами уж слишком большая. Раньше я успевала посетить 9 уроков в неделю, видела, как преподают учителя. Мы разбирали эти уроки, готовили учителей. Сейчас просто нет такой возможности.
— У какого поколения были лучшие преподаватели?
— У каждого! Педагоги всегда переживают за детей, дополнительно с ними занимаются, возятся с каждым. Учителя – наша кладезь, только на них держится школа.
— Одно из новшеств современной школы – пресловутый ЕГЭ. А как вы считаете, это хороший формат?
— Нормально к нему отношусь. Благодаря ЕГЭ дети могут поступать куда хотят. Все в равных условиях. Как ни крути, баллы – это статистика, с ними не приходится доказывать, что ты способный. К тому же за последние годы содержание экзаменов изменилось, ушла «угадайка».
— Могут ли дети вас чем-то удивить?
— Если в положительном ключе, то своими достижениями. Каждый ребёнок уникален и способен на выдающиеся дела при желании. А в негативной составляющей — своей вольностью, может, даже наглостью. Учителям приходится справляться как с покладистыми ребятами, так и с непростыми, на то мы и профессионалы.
— Вы рушите стереотип о несчастливых судьбах женщин-учителей. Вы не только успешный директор, но и жена, мама и бабушка. Как получилось преуспеть и в работе, и в семейных делах?
— С мужем мы учились в одной школе, в параллельных классах, после школы поженились. Когда я устраивалась работать, у меня уже было двое детей, причём оба младше года. На том этапе с детьми сильно помогали родители. Дочь училась не в моей школе, а сын здесь, всё время был под присмотром, как и внук потом. Они мне не мешали – помогали. Вот так и умудрялась всё успевать.
— В нашем городе-миллионнике вы наверняка на каждом шагу встречаете своих выпускников. Каково это?
— Иногда не осознаю, что первые выпускники не моложе меня. До сих пор удивляюсь тому, что они меня очень сильно любили. Выросшие дети продолжают поздравлять с Днём учителя и другими праздниками. Я тоже всегда любила ребятишек. Думаю, они чувствовали, что я ко всем относилась одинаково и никого не обделяла вниманием. Потому всегда радуюсь встречам со своими учениками.
— Вернувшись в прошлое, что бы вы сказали себе, той молодой девушке Галине, которая только-только собирается устроиться в школу?
— Иди! Профессия прекрасная! Большой летний отпуск, все приятные бонусы бюджетной организации, пенсия по стажу, а не по возрасту. Но это если подойти к вопросу меркантильно. А вообще, школа вливает в тебя молодую энергию. У нас нет старых учителей. Работа с детьми погружает в молодёжную культуру, мы танцуем современные танцы, постигаем молодежный язык, мы в курсе их интересов, не отстаём от трендов.
— Вам снится школа?
— Конечно, я ведь отдала ей почти 53 года. Почему-то бывают сны, в которых прихожу на урок, волнуюсь, и понимаю, что я что-то забыла. Школа мой второй дом, даже ночью она меня не оставит.
— Что бы вы пожелали себе в Новом году?
— Чтобы меня и дальше помнили добрыми словами, а ученики продолжали приходить и разговаривать. Ну и нашу гимназию принарядить!
— Стоит ли школа отданной жизни?
— Однозначно стоит! Из неё выходят люди, которые продолжат нашу жизнь во всех возможных сферах. Я заслуженный учитель, у меня много грамот и благодарностей, дети любят до сих пор, я продолжаюсь в них. Что ещё нужно для счастья?