Новости
В деревянном плену
Испанский режиссер Родриго Кортес добровольно заколотил себя в ящик и умело из него выбрался.
Пугающая темнота, недостаток воздуха и упирающиеся в какие-то деревянные доски ноги и руки — щелчок зажигалки, и Пол (Райан Рейнольдс) с ужасом осознает, что лежит в гробу. “Простой американский гражданин”, работающий мирным водителем-контрактником в Ираке, оказывается в “деревянном” плену у арабов-инсургентов, заботливо положивших в гроб мобильный телефон, чтобы требовать с пленника выкуп в пять миллионов долларов. С помощью звонков жене, в Госдепартамент, начальнику отдел кадров транспортной фирмы, где работает герой, Пол и попытается выбраться из-под земли. Это — фильм “Погребенный заживо”.
Казалось бы, показывать 90 минут корячащегося в гробу живого человека — это практически похоронить себя заживо. Ни тебе вправо, ни тебе влево, ни девушку красивую ввести в сюжет, ни захватывающую гонку показать. Тесновато. Но режиссер Родриго Кортес очень профессионально выкручивается из ситуации. На протяжении полутора часов в неотесанном гробу разворачиваются такие страсти, что многие создатели современных боевиков могли бы кусать локти и завидовать изворотливости ума Криса Спарлинга, сценариста фильма. Чтобы зритель не скучал вместе с Полом, создатели фильма подкидывают “погребенному” мобильник, нож, флягу с водой и зажигалку. Подсовывают змею. “Потряхивают” ящик наземными взрывными волнами и т. д. Несмотря на то, что этот саспенс (технический прием, в результате которого у зрителя создается ощущение напряжения от происходящего на экране. — Ред.) абсолютно убедителен и фильм действительно “держит” зрителя, Родриго Кортес все-таки не избежал подножки, характерной для “театра одного актера”. Техника и выдумка здесь вылезают наружу, режиссерские попытки сделать интересно в какой-то момент фильма становятся очевидными. Вряд ли создатели хотели снять художественное видеопособие по режиссуре, но в подложке “Погребенного” иногда слышится: чтобы зритель не зевал, можно сделать так, так и так.
К жанровому определению “психологический триллер” здесь можно приписать: фантастический. Что-то ведь должно скрашивать ужасающую суть сюжета и развлекать зрителя. Слышится истеричный диалог героя с подругой жены, добавляющий нотку Голливуда монодраме. Ну а над хладнокровными ответами, вроде “назовите номер вашей страховки, мистер”, на отчаянный призыв Пола о помощи грех не посмеяться. Вообще вся ситуация с равнодушными американцами, будь то сотрудница 911 или агент Госдепартамента, кажется немного фантастической, потому что безучастности оказывается — через край. И разобраться, что же в “Погребенном” большее для героя зло — циничная страна или террорист-араб, — уже нельзя.
Несмотря на то, что в некоторых местах фильм сшит по голливудским лекалам, испанцу Родриго Кортесу удалось сделать действительно затягивающее и неглупое кино. Без смакования физиологическими моментами или ирано-американскими отношениями, а с акцентом на психологическом портрете одного-единственного героя. Который выступает в своеобразном “дуэте” с мобильным телефоном. Не самый блестящий американский актер Район Рейнольдс, вероятно, после многочисленных репетиций в узком гробу настолько впитал страх быть погребенным заживо, что весьма убедительно и бился в истерике, и пускал слезу, и с комом в горле говорил в трубку: “Мама, я тебя люблю”. Да и, в конце концов, давно на экране так искренне не боролись за собственную жизнь.