Проспект культуры

«Мы всегда чувствуем энергетику зала». Артём Рудой о театральной карьере, съёмках в кино и любимых спортивных командах

Он полюбил театр с детства.

«Мы всегда чувствуем энергетику зала». Артём Рудой о театральной карьере, съёмках в кино и любимых спортивных командах
Все фото предоставлены пресс-службой Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина.

Артист Артём Рудой на разных этапах карьеры успел попробовать себя во многих направлениях. Он преподавал актёрское мастерство, работал в управлении культуры, даже снялся в многосерийном фильме «Красный Яр». Но всё же играть в Красноярском драматическом театре имени Пушкина остаётся его главным и любимым видом деятельности. Gornovosti поговорили с актёром о его творческом пути, разницей между кино и театром и закулисной жизни.

— Любовь к театру возникла с первого взгляда?

— С самого раннего возраста. Рядом с домом, где я жил, к счастью, оказался Народный театр кукол. В шесть лет мама привела меня туда, потому что знала, как я люблю играть с куклами. Только не с девчачьими, а с театральными (смеётся)! Папа из командировок привозил то Петрушку, то Самоделкина, то Незнайку… С ними дома я устраивал маленькие спектакли, которые показывал своей двоюродной сестре. С тех пор полюбил театр и по сей день не расстаюсь с ним.

— Как начали играть?

— Первой ролью был Комиссар из произведения Аркадия Гайдара «Р.В.С.». Управлять куклой мне не доверили, так как роста я был небольшого. Но благодаря низкому тембру голоса смог озвучивать взрослого персонажа, даже будучи ребёнком. Когда подрос, взял в руки куклу.

— Как изменился театр за всё время вашей с ним работы?

— Он, конечно, развивается, появилось множество новых технических возможностей. Меняются и зрители, интересы которых учитывают режиссёры, подбирая спектакли. Но всё же по своей сути искусство театра – традиционное. Каждая постановка представляет собой сговор актёров с режиссёром. В пьесах происходят столкновения, конфликты, события. Обязательно должны быть интересные действующие лица.

— Поэтому театр никогда не вымрет?

— В том числе и поэтому! Театральное искусство родилось в Древней Греции из ритуалов, танцев. Тогда, наверное, соперничать с театром могла только хореография.

Как-то великий режиссёр Михаил Ромм сказал, что с появлением кино театр должен постепенно умереть. Такие слова режут моё сердце! Но я уверен, ничего подобного не произойдёт. Театр пережил разные периоды в своей многовековой истории, даже был запрещён как вид деятельности. Слава богу, что он остался. Театр нужен зрителю! Это совершенно другие эмоции, другая энергетика. Диалог между публикой и артистами.

— Кино вы ведь тоже попробовали!

— Да, свела меня судьба и с кино! Первый и пока единственный раз в жизни.

— В будущем хотите ещё сниматься?

— В глубине души, конечно, хочу. Но побаиваюсь предложений, которые могут поступить. С первой ролью мне повезло, она мощная и разноплановая. Благодаря режиссёру Михаилу Вассербауму я получил возможность импровизировать и находить в себе самые разные эмоции. На съёмочной площадке царила атмосфера доверия и дружелюбия. Некоторые коллеги, снимавшиеся со мной в «Красном Яре» и получившие приглашение в другие фильмы, поделились, что так далеко не везде.

— То есть хорошая история важнее гонорара?

— Заработок тоже важен (смеётся)! Я удовлетворён деньгами, заработанными во время съёмок. Но, конечно, это последнее, что я обсуждал с приглашавшими меня людьми. Мне было интересно сниматься. Скажу больше, когда мне прислали сценарий, слегка испугался объёма своей роли. Большая! Не только в плане объёма, но и в многогранности эмоций. Боялся даже не успеть слова выучить. В театре-то есть много репетиций, в процессе которых текст сам запоминается. В кино такого нет. Есть дубли, но текст ты уже должен знать.

— А зрителям кажется, что в театре тяжелее, ведь права на ошибку нет…

— Всё не так однозначно. Если в стихотворной пьесе случайно оговоришься, публика реагирует снисходительно и адекватно. Право на ошибку есть, более того, такие ошибки я делал, даже текст забывал. В театре зритель может не заметить неточность, а в кино камера всё зафиксирует. Конечно, дубли тоже можно переснимать, но не бесконечно. Свои рифы и опасности есть везде.

— Какой персонаж идеально бы подошёл вам?

— Один режиссёр сказал: «Тебе надо играть Ричарда Третьего». С тех пор в моём сердце ничего не поменялось! С удовольствием бы сыграл этого персонажа, несмотря на то, что он злобный, отрицательный, но в нём есть широкий спектр эмоций, который я могу прожить.

Однако не суживаю для себя область ролей. Разнообразием проявлений и был интересен мой герой в «Красном Яре».

— Для раскрытия актёрского потенциала нужна главная роль?

— Необязательно! У меня в репертуаре есть множество эпизодических ролей. Сейчас я играю в постановке «Радикулит — это отнюдь не весело» в «Отдельном театре» Андрея Пашнина. Там моя роль – эпизодическая. Но я её очень люблю! В ней есть где и похулиганить, и попроказничать, и драматических моментов хватает. А, например, в «Покровских воротах» есть место для двух-трёх красочек. Но и в таких ролях я нахожу особую любовь. Как ни крути, это замечательная пьеса, а в них всегда крайне интересные персонажи, даже эпизодические.

— Три любимых спектакля с вашим участием?

— Один уже назвал — «Радикулит – это отнюдь не весело». Второй – «Полковник-птица» на малой сцене. Сейчас его нет в репертуаре, надеюсь, что скоро вернётся, уж очень люблю его. С полной ответственностью советую его знакомым. Ни разу не ошибся, всегда его смотрели с удовольствием. Третий – уже легенда, дорогой моему сердцу спектакль «Поминальная молитва». Представьте себе, я знал каждого зрителя, который смотрел его, пока он шёл на нашей сцене. Моя актёрская молодость! Меня узнавали на улицах, кричали «Перчик!» издалека! Поверьте, мы всегда чувствуем энергетику зала. От этой постановки я впервые по-настоящему почувствовал вкус в общении со зрителем.

— Самый талантливый коллега, с которым приходилось работать?

— Все мои коллеги! Всегда настраиваюсь на работу с любовью, взаимоуважением, трепетным отношением к партнёру. Когда ставлю спектакли в качестве режиссёра, тоже стараюсь выстраивать атмосферу доверия, деликатности, чуткости.

— С позиции зрителя иногда сложно поверить, что главный герой и антагонист дружат за кулисами.

— Поверьте, это бывает частенько. Но есть и обратные ситуации: как актёры играют на сцене любовь? Они что, любят друг друга вне сцены (смеётся)? Могут относиться друг к другу, мягко говоря, негативно, но работа ставит в положение любви.

— Как отдыхаете от театра?

— Я спортивный болельщик. С детства поддерживаю московское «Динамо». В Красноярске с удовольствием хожу на регби. В «Красном Яре» появилось много знакомых, на трибунах меня тоже узнают. Походы на стадион, а также просмотр футбола и хоккея дома иногда помогают переключиться и отвлечься от работы. Но театр я люблю, мне почти не нужен отдых от него!

— Никогда не было желания его бросить?

— Никогда. Одно время совмещал актёрство с работой в краевом управлении культуры, был чиновником. Совсем уж это не моё. Что касается кино, признаюсь, когда увидел объём работы, закрадывались подлые мысли отпроситься. К счастью, удержал их при себе и получил невероятный опыт!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА