Красноярск исторический

Человек и Пароход

Реставрация — это здорово. Это почти реанимация — когда умирающего человека ставят на ноги, а умирающее здание снова возвращают к жизни. Так произошло и с музеем “Св. Николай”.

Человек и Пароход

Наверное, все видели на улицах города старые, даже старинные дома. Древность просто выпирает из них — щели, осыпавшиеся балки, испорченные вековыми дождями кровли, покосившиеся окна. Конечно, мы должны испытывать благоговение, глядя на почтенные руины. В Греции ведь любуются на руины Парфенона, а в Египте — на пирамиду со сбитой верхушкой. Но чего кривить душой — полуобвалившиеся памятники старины у современного человека вызывают не столько уважение, сколько напряжение — зачем это страшилище, пусть даже и очень древнее, портит улицы своим некрасивым видом? Как-то неловко делается за предков — ведь замысел их и исполнение уже не видны за этими развалинами.

Может быть, именно поэтому я так уважаю реставраторов. Их кропотливый труд кажется мне восхитительным: они берут старое, рассыпающееся здание — и делают из него красивое и нарядное. То есть как раз такое, какое было когда-то построено нашими предками. Они ведь старались, чтобы получилось ярко и по тем временам модно.

Именно поэтому с таким интересом я слушала Александра Хамитовича Хананова, строителя и реставратора, который буквально из руин восстанавливал наш “Святитель Николай”.

Александр Хамитович — человек не только интересной профессии, но замечательной судьбы. Он родился в Красноярске, однако потом жизнь немало помотала его по разным сторонам. Вернувшись на родину, он поступил в красноярский политехнический. А закончил уже инженерно-строительный — КИСИ тогда отделился от политеха.

— Пошел я тогда молодым строителем на КрАМЗ и думал, что выгонят меня через неделю, — улыбается Александр. — Но нашелся мастер в Промстрое, который обучил меня всему, наставил на путь. Звали его Владимир Николаевич Федоров, этакий морской волк от монтажа, на стройке все зубы съел. И стал я с его легкой руки строителем.

А потом повезло Александру Хамитовичу, и стал он не просто строить, но реставрировать.

Реставрация — это здорово. Это почти реанимация — когда умирающего человека ставят на ноги, а умирающее здание снова возвращают к жизни. Так произошло и с музеем “Св. Николай”. После потопа 2006 года пароход оказался в самом жалком положении. Что не унесла вода, то просто сгнило и проржавело. К счастью, в администрации нашли деньги не только на ремонт, но и на полномасштабную реставрацию. Работы по восстановлению корабля начались уже в октябре и шли полных четыре года — без перерыва.

— Почему так долго? — удивляется вопросу Александр Хамидович. — Да потому что очень уж кропотливое это дело — по крупицам восстанавливать, все, как было. Строить с нуля все-таки гораздо проще. Реставрация вообще дело мешкотное. Бывает, отковырнешь штукатурку в старинном здании — а там фреска какая, или тайник, или дымоход скрытый. И вот сидишь, ждешь эксперта.

По кусочку, по досточке и по панельке возрождался “Святитель”. Дубовые — обязательно дубовые! — доски. Вагонка — чтоб без единого сучка. Металл не под бронзу, а сама бронза. Но при этом и коммуникации подвести надо, водопровод, канализацию, электричество — ведь сейчас это полноценный музей, на воде он не стоит.

— Это было непросто — соединить старое с новым, мы часто становились в тупик, — рассказывает нам реставратор. — Но в целом получилось неплохо, согласитесь.

И это правда. Музей сейчас очень красивый. Светлые панели, ясные тона обшивки, роскошный дуб и прекрасный дизайн. И при этом нет особых отступлений от исторического облика — все те же маленькие иллюминаторы, те же венские стулья в салоне первого класса, та же отделка кают, в которых путешествовали цесаревич Николай и Владимир Ульянов-Ленин. То есть сделано именно так, как было. Те, кто строил этот пароход в позапрошлом веке, могли бы порадоваться: они сделали его нарядным, и это убранство через сто с лишним лет потомки восстановили во всей красе.

Александр Хамитович известен красноярцам — если не по имени, то по тем зданиям, которые с его помощью обретают вторую жизнь. Церковь в Шиле, музей Мартьянова в Минусинске, Юдинская библиотека в Красноярске. И, конечно, Литературный музей им. Астафьева. Сейчас он поедет реставрировать Шушенскую “деревню” в духе XIX века — на радость гостей “Саянского кольца”.

— Мне нравится работать реставратором, — говорит Александр Хананов. — Это не просто ремесло, это искусство. И каждое здание — старинное, с историей — пропускаешь через душу.

Может быть, поэтому здания, обновленные сейчас, не выглядят “новоделом”, пустышкой. В них вложена частичка души. Такая же теплая, какую вкладывали в свои дома наши предки.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА