Проспект культуры

«Актерскому мастерству нужно учиться»: артист театра Пушкина Алексей Попов о творческом пути и прочих увлечениях

Gornovosti поговорили с Алексеем о режиссуре, преподавании и многом другом.

«Актерскому мастерству нужно учиться»: артист театра Пушкина Алексей Попов о творческом пути и прочих увлечениях
Алексей Попов.

Веселый, в меру озорной и по-хорошему простой парень. Таким видится актер театра им. А. С. Пушкина Алексей Попов. Сам молодой человек называет себя лентяем, но многие бы с ним не согласились. Помимо театра он занимается режиссурой, пишет сценарии, преподает актерское мастерство, а также мастерит и вкусно готовит. Мы поговорили с артистом о его творческом пути, увлечениях, преподавании и многом другом.

– Расскажите, как вы решили, что станете актером? Что этому предшествовало?

– Я родился в Красноярске, но потом мы с родителями переехали в Кабардино-Балкарию к бабушке с дедушкой. Там я прожил до семи лет. Так сложилось, что еще с детства мне нравилось привлекать к себе внимание, потому я ходил по двору, где все друг друга знали, пел песни. Соседи запомнили меня как мальчика, который гуляет и поёт: «Русская водка, что ты натворила?». Еще мне нравилось, переодеваться и выступать, танцевать в нарядах. Бабушка постоянно говорила: «Ну артист!» Наверное, оттуда все пошло, из среды, в которой я был. У меня и родители очень веселые люди, когда к нам приходили гости, мы интересно проводили время. Это было не просто сесть, выпить и закусить, а настоящая развлекательная программа.

– В детстве многие мечтают стать актерами. Был ли у вас переломный момент, когда думали, что нужно выбрать более практичную профессию?

– Да, когда я был в средней школе, ввели ЕГЭ. Нас сильно запугали экзаменами, и я решил, что сразу после девятого класса пойду учиться на юриста. Мама меня в этом поддержала, сказала: «Ну, язык у тебя подвешен, болтать умеешь, можно и на юриста пойти». Но потом мы много думали, и я все же принял решение окончить 11 классов и попробовать поступить на актера. Подал документы в педагогический университет и в академию музыки и театра в Красноярске (сейчас Сибирский государственный институт имени Дмитрия Хворостовского). В итоге я прошел и туда, и туда, но выбрал театральный. После я думал, что в принципе мог бы попробовать отправить документы и в другие города — Новосибирск или Москву, но сейчас совсем не жалею, у меня все прекрасно сложилось.

– Что произошло после окончания института, сразу попали в Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина?

– Да, почти так все и было, но этому предшествовала интересная история. После университета меня сразу же пригласили в наш театр. Хорошее место, и я не думал идти куда-то еще. Но решил за компанию проехаться по показам вместе со своей однокурсницей, которая тогда искала место работы. В Москве мы пришли в театр Рубена Симонова, показали себя и отправились дальше. И когда я вернулся в Красноярск, позвонили из столицы и сообщили, что меня готовы взять в театр Симонова. Я не знал, как поступить, и рассказал все своему худруку Елене Владимировне Бубновой. Мы встретились и поговорили. Тогда театр Рубена Симонова планировали объединить с Вахтанговским театром. Это значило, что многих актеров отсеют. Поэтому поразмыслив, я решил остаться в Красноярске.

– Вы всегда знали, что будете работать в театре? Никогда не задумывались о карьере в кино?

– После выпуска из института я в первую очередь думал о театре, но все же иногда размышлял и про кино. Однако в хороший проект попасть непросто, а быть актером в повседневных фильмах не хочется.

– А вообще у вас есть опыт работы в кино?

– Да, недавно я снялся в сериале «Красный Яр». Тогда я понял, что хоть в дипломе и написано «артист драмтеатра и кино», я многого не знаю о съёмках, различных тонкостей и нюансов. Например, в первый день я все время слышал от режиссера: «Выходим не как на авансцену, не как на сцену», к тому же в кадре надо разговаривать тихо, еле открывая рот. Вообще работа в кино сильно отличается от театра.

– Наверное, в театре больше искусства?

– Не знаю, я бы скорее сказал, что в театре больше творчества. В кино нужно соблюдать четкий график, все происходит в бешеном ритме, потому на монтаже иногда можно услышать: «Тут что-нибудь приклеим, тут вырежем», настоящее производство. В театре такого меньше, хотя иногда тоже бывает спешим, особенно перед премьерой. Вообще, я не люблю премьеры и никому не советую на них ходить!

– Почему?

– Во время премьер все напуганы, волнуются артисты. Ведь мы не знаем, как зал воспримет новый спектакль, несмотря на то, что проделана большая работа, за спиной полтора или даже два месяца подготовки.

– Выходит, даже несмотря на опыт, волнение не отпускает полностью?

– Конечно! Наши педагоги говорили, что, если волнение уходит, значит надо бросать профессию, не волноваться на публике – ненормально. Однако это чувство должно быть приятным, а не давящим. Думаю, что профессионализм актера заключается в том числе в умении направлять волнение в правильное русло.

– Как считаете, актер — это призвание или профессия?

– Сложный вопрос, я думаю, что и то, и другое. Безусловно, у некоторых есть способности, которые от них не зависят, откуда-то свыше или от родителей. Но все же актерскому мастерству нужно учиться. Да, есть самородки, которые без профессионального образования умудряются добиться успеха, но их единицы.

– Но все же у человека ведь должны быть какие-то врожденные качества, чтобы стать актером? Если артист зажат в жизни, разве сможет он стать открытым для других на сцене?

– Да, все актеры театра любят находиться на публике, на сцене, но это не значит, что они постоянно желают быть в центре внимания. Среди артистов бывают очень разные люди, я вот люблю посидеть в компании, особенно под хорошую закуску, с хорошими людьми, с гитарой, но это совсем не первопричина актерства. Хотя, мне кажется, что у актера должна быть какая-то одаренность, но и она не всегда сразу раскрывается.

– Есть ли что-то, что объединяет ваших героев из разных постановок, кроме того, что их играете вы?

– На самом деле, у меня есть разные роли, и в трагедиях как «Дневник влюбленного прокурора», и в комедиях, например, в спектакле «Ножницы». Хотя изначально в театр Пушкина меня брали как комедийного актера. Сейчас мы все же стараемся отходить от амплуа, но не забывая про свои сильные стороны. Никому не хочется стать «штампованным артистом», который имеет свои заготовки и добавляет их в каждую роль, потому что заранее знает, что это понравится зрителям.

– Как считаете, много ли вы оставляете от себя в героях?

– По правилам театральной школы, во время игры нужно как можно дальше отходить от себя. Однако все мы понимаем, что это нельзя сделать на сто процентов. Я стараюсь каждый раз находить что-то новое для своих героев. Иногда это собирательный образ, иногда конкретный человек. Как-то раз была интересная история, я играл старушку лет 70. И на спектакль приехала моя одноклассница, которая сейчас живет за границей. Она долго ждала, когда я выйду на сцену, а я уже был там. Но потом в процессе проскользнула какая-то моя интонация, и она осознала. Думаю, это бесценно для актера. Если его не узнали, значит — получилось, образ сложился.

– Вас можно назвать трудоголиком?

– Нет, я самый настоящий лентяй. Но это двигатель прогресса, потому что я всегда хочу как можно быстрее завершить работу. То есть я не из тех, кто работает и не замечает. Я замечаю! Но при этом от работы я не отказываюсь, не могу так, особенно если это театральные роли.

– Знаю, что, помимо работы в театре, вы занимаетесь и режиссированием мероприятий. Расскажите подробнее.

– Все началось с капустника. Мы нашей командой театра Пушкина решили организовывать такие вечера. На них театры представляют новых артистов в начале сезона, а актеры веселят друг друга номерами. Потом мы с моей женой Асей Малевановой, тоже артисткой нашего театра, решили участвовать в организации «Театральных вёсен». Мы очень хорошо работаем в тандеме, вместе придумываем идеи, а затем я хожу по кухне и говорю: «Надо так и вот так», а Ася все это оформляет в текст.

В декабре мы вместе создали прекрасный праздничный концерт в БКЗ под названием «Новогодняя история забытых игрушек». В нем приняли участие красноярские коллективы: камерный хор, духовой оркестр, ансамбль танца «Енисейские зори», камерный оркестр.

– Создавали постановки для театра Пушкина?

– Да, для нашего театра я режиссировал спектакль «НеСлучайные встречи». Ко мне обратилась дирекция, чтобы я сделал выездную постановку с минимумом декораций и затрат, но при этом имевшую творческую ценность. В итоге мы собрали стихотворения, песни, прозу, объединили персонажей, которые рассказывают о своих проблемах, заботах, курьезах, и получили спектакль. Мы очень успешно проехались с этой историей по краю. Еще мы с супругой делали сказку для театра – «Кошмарики». Это история о двух маленьких кошмариках, которые мечтают стать настоящими кошмарами. Такая пугалка, но очень веселая. Сюжет построен так, что как только ребенок начинает волноваться, напряжение снимается детским юмором.

– Вы называете себя лентяем, а потом беретесь просто за огромную кучу работы. Зачем?

– Не знаю, мне просто интересно. Лишь жаль, что всегда всё получается одновременно. Приходится параллельно играть в театре, заниматься постановками и другими делами. Иногда меня спрашивают о будущем какого-либо проекта, а я не знаю, мне даже подумать некогда.

– Не планируете переквалифицироваться в театрального режиссера?

– Я еще не наигрался в театре, много чего не сыграл, может быть, когда-то мне это надоест, но не сейчас. Так что пока не планирую менять профессию, просто буду и дальше заниматься точечными проектами.

– Вы также преподаете актерское мастерство. Как пришли к этому?

– Началось все с того, что мой коллега Иван Янюк вместе с супругой организовал в Красноярске театральную школу «Культура» для всех желающих. Они пригласили меня преподавать, и я согласился. Сначала это были короткие трехдневные курсы, где людям помогали лучше понять себя через театр. Мы использовали методы, которым нас научили в институте. Потом все это переросло в большую историю. В школу приходили люди из разных профессий, и мы вместе стали делать спектакль. Мы занимались с ними как со студентами. Некоторые из наших учеников и сейчас продолжают обучение и даже выступают – такой народный театр. После этого меня пригласили преподавать в Красноярском институте искусств. Это было интересно, но приходилось тратить много времени, а работа в театре и школе «Культура» никуда не делись. В итоге получилось так, что почти три года я работал без выходных. И затем ушел. Сейчас продолжаю иногда преподавать в «Культуре», набегами, когда время есть.

– Не планируете позже вернуться в образование?

– Я не исключаю, что когда-нибудь вновь буду преподавать в университете, просто я еще молод. В театре жизнь идет пикообразно: сначала роли, роли, проекты, проекты, и наступает какой-то возраст, когда все становится ровнее, меньше премьер в год, меньше работы, но при этом больше опыта. Тогда я, возможно, и вернусь в образование.

– Расскажите, чем вы любите заниматься в свободное от работы время.

– Я очень люблю собирать гостей у себя дома, так меня воспитали. Еще я люблю готовить, особенно летом. Мне нравится ездить на дачу, строить. Когда была пандемия, что я там только ни соорудил из подручных средств: и забор, и помост под бассейн, и беседку. Получилось не без косяков, но это авторский стиль. Во время строительства я представлял, как буду собирать здесь своих друзей и близких.

– Что обычно готовите?

– Особенно сильно я люблю мясо – и есть, и готовить. Это может быть любое мясо на огне. Иногда к концу лета наемся шашлыков, хочется чего-то другого, но потом думаю: «Скоро наступит зима» и снова готовлю, чтобы наесться впрок (смеется).

Фото: театр имени А. С. Пушкина

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА