Новости

В маковых рубахах и цветных сарафанах

В маковых рубахах и цветных сарафанах

_Самым ярким событием Красноярской ярмарки книжной культуры стал показ одного из лучших и самых известных спектаклей, идущих сегодня в России. Актеры Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, режиссер Алвис Херманис и Театр наций представили “Рассказы Шукшина”. _

Попасть на “Рассказы Шукшина” в театр Пушкина, хоть и давали спектакль два вечера подряд, смогли далеко не все желающие. На пресс-конференции перед книжной ярмаркой, организованной Фондом Михаила Прохорова, министр культуры Красноярского края Геннадий Рукша даже пошутил: “Евгений, я из-за вашего спектакля уже трубку брать боюсь: всем билеты нужны, а у меня их нет”. Миронов, кстати, пообещал сделать все возможное, чтобы еще раз привезти спектакль в Красноярск.

У тех же красноярцев, которым удалось-таки посмотреть “Рассказы”, вряд ли возникли вопросы, за что этот спектакль получил три “Золотые маски” — таких простых, аккуратно сделанных хорошим режиссером по прекрасным текстам постановок сегодня очень мало.

В спектакле заняты девять артистов, каждый из которых играет по шесть-десять ролей. В цветастых сарафанах, маковых рубахах, яркие, “вкусные”, они — и это была задача режиссера — не изображают деревенских жителей 1960-х, а проживают роль с позиции современных людей. Возможно, благодаря этому образы получились такие легкие и правдивые. Видно, с каким удовольствием сами артисты играют в этом спектакле! Хотя и темы, проблемы, поднятые в рассказах Шукшина, не ушли из нашей жизни: деревенский парень женился и приехал жить в столицу, в семью жены, с которой со временем не нашел общего языка, — трудно с периферии в Москву перебираться! Куда актуальнее…

В центре актерского ансамбля — невероятная Чулпан Хаматова, предстающая то девочкой, то старушкой, то простой деревенской девчонкой, то грозой всего поселка — сексапильной медсестрой. Причем в некоторых ролях Чулпан настолько неузнаваема, а перевоплощается так быстро, что кажется: вместе с костюмом актриса сразу надевает и новый образ. Евгений Миронов за “Рассказы” получил премию “Золотая маска” в номинации “Лучшая мужская роль”, и именно его аккуратная игра — на грани комедии, ни в одной из сцен не переходящая в клоунаду — заставляла зрительный зал взрываться хохотом от одного точно найденного жеста, слова, эмоции актера.

Спектакль “Рассказы Шукшина” поражает своей простотой во всем: каждое решение режиссера, мимика артиста, кажется, были прописаны в тексте — так органично они смотрятся. Да и на сцене — никаких баррикад: из декораций только широкая деревянная лавка, которая служит героям то постелью, то тротуаром, то завалинкой, и огромные фотографии, на фоне которых играют артисты. Именно эти портреты сегодняшних жителей родного шукшинского села Сростки, которые меняются в каждом эпизоде, и создают особую атмосферу спектакля. Их сделала художник-фотограф Моника Пормале, которая, как и все актеры, побывала в Сростках в творческой экспедиции.

“Поставить рассказы Шукшина, представьте, была идея латыша, режиссера Алвиса__ __Херманиса. Его же условием было, чтобы актеры спектакля поехали в село Сростки Алтайского края, — рассказывает Евгений Миронов, вот уже четыре года как художественный руководитель Театра наций. — Мы, артисты, конечно, ехали подсмотреть своих героев, точнее, их прототипов, людей, которые до сих пор там живут. И мы их увидели! Помню, мы попросили жителей Сросток спеть частушки. Сначала они пели какие-то приличные, про огороды. Мы говорим: подождите, ну ведь есть же у вас покрепче? Через десять минут наши красны девушки от ужаса, что такие слова существуют, не знали, куда и деться (смеется). Жаль, что эти частушки мы не смогли взять в спектакль. Кстати, вначале жители приняли нас в штыки: они очень устали от журналистов, которые приезжают и в первую очередь просят показать забор, под которым валялся пьяный Шукшин. Но когда они поняли, что мы неопасны, я вспомнил детство, потому что мы оказались среди абсолютно открытых людей, и этот дух искренности, доброты увезли с собой и сохранили для спектакля”.

После “Рассказов Шукшина” действительно хочется на дольше оставить в душе его добрую, умную, нежную атмосферу. И перечитать Шукшина! Спасибо латышу Херманису, что напомнил нам про этого, так точно видевшего людей автора, произведения которого почему-то уже давно позабыты на книжной полке.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА